Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 утверждена новая Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. В ней определены национальные интересы и стратегические национальные приоритеты России, цели, задачи и меры в области внутренней и внешней политики, направленные на укрепление национальной безопасности страны и обеспечение ее устойчивого развития на долгосрочную перспективу. Среди национальных интересов России названы укрепление обороны страны, обеспечение незыблемости конституционного строя, суверенитета, государственной и территориальной целостности; укрепление национального согласия, политической и социальной стабильности; повышение качества жизни населения
Российская Федерация при обеспечении общественной безопасности на долгосрочную перспективу исходит из необходимости укрепления правопорядка, сохранения гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе, повышения эффективности защиты жизни, здоровья, конституционных прав и свобод человека и гражданина на территории Российской Федерации, профилактики социальных и межнациональных конфликтов, постоянного совершенствования системы обеспечения общественной безопасности, а также политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер по предупреждению, выявлению и пресечению террористической и экстремистской деятельности (Концепция общественной безопасности в Российской Федерации).
Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (статья 59 Конституции Российской Федерации).
Под защитой Отечества понимается оборона страны, охрана её суверенитета и безопасности, обеспечение целостности и неприкосновенности её территории.
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества регулируется Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
В целях реализации одного из важнейших принципов государственной политики в сфере образования - воспитания гражданственности и патриотизма - на зданиях общеобразовательных организаций независимо от форм собственности с 1 сентября 2014 года должен быть вывешен постоянно или установлен постоянно на их территориях Государственный флаг Российской Федерации.
Государственный флаг Российской Федерации поднимается (устанавливается) во время массовых мероприятий (в том числе спортивных и физкультурно-оздоровительных), проводимых образовательными организациями независимо от форм собственности.
Государственный гимн Российской Федерации исполняется в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях независимо от форм собственности перед первым уроком (занятием) в день начала нового учебного года, а также во время проводимых указанными образовательными организациями торжественных мероприятий, посвящённых государственным и муниципальным праздникам.
Установлено, что исполнение Государственного гимна Российской Федерации при открытии памятников и памятных знаков, а также при открытии и закрытии торжественных собраний, посвящённых государственным и муниципальным праздникам, является обязательным. (Федеральный конституционный закон № 5-ФКЗ «О внесении изменений в статьи 4 и 6 Федерального конституционного закона «О Государственном флаге Российской Федерации» и статью 3 Федерального конституционного закона «О Государственном гимне Российской Федерации»).
С учетом современных задач развития Российской Федерации в программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы" определено, что целью государственной политики в сфере патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию.
Задачами Программы являются содействие укреплению и развитию общенационального сознания, гражданской солидарности россиян, воспитание у граждан чувства гордости за исторические и современные достижения страны; воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам социальной жизни, содействие созданию условий для реализации конституционных прав человека, его обязанностей, гражданского и воинского долга; активизация интереса к изучению истории России и формирование чувства уважения к прошлому нашей страны, ее героическим страницам, в том числе сохранение памяти о подвигах защитников Отечества; углубление знаний граждан о событиях, ставших основой государственных праздников и памятных дат России и ее регионов (постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493).
Исходя из традиций народов России хранить и беречь память о защитниках Родины, тех, кто отдал свои жизни в борьбе за ее свободу и независимость, принимая во внимание, что забота об участниках, о ветеранах и жертвах войны является историческим долгом общества и государства, учитывая народный, освободительный характер Великой Отечественной войны, участие в ней народов Европы и других континентов, необходимость международного сотрудничества в целях поддержания всеобщего мира и согласия, недопущения проявлений фашизма в любой форме, в Российской Федерации принят Федеральный закон от 19.05.1995 № 80-ФЗ "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов", в соответствии с которым 9 Мая является всенародным праздником - Днем Победы и ежегодно отмечается военным парадом и артиллерийским салютом.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления ответственны за сохранение памятников Великой Отечественной войны, поддержание их в состоянии, соответствующем достойному и уважительному отношению к памяти о Победе советского народа в Великой Отечественной войне. К памятникам Великой Отечественной войны относятся скульптурные, архитектурные и другие мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память о событиях, об участниках, о ветеранах и жертвах Великой Отечественной войны (Федеральный закон от 19.05.1995 №80-ФЗ "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов", ст. 5).
Важнейшим направлением государственной политики Российской Федерации по увековечению Победы советского народа в Великой Отечественной войне является решительная борьба с проявлениями фашизма. Российская Федерация берет на себя обязательство принимать все необходимые меры по предотвращению создания и деятельности фашистских организаций и движений на своей территории.
В Российской Федерации запрещается использование в любой форме нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах.
Запрещается пропаганда либо публичное демонстрирование атрибутики или символики организаций, сотрудничавших с группами, организациями, движениями или лицами, признанными преступными либо виновными в совершении преступлений в соответствии с приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо приговорами национальных, военных или оккупационных трибуналов, основанными на приговоре Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо вынесенными в период Великой Отечественной войны, Второй мировой войны.
Запрещается пропаганда либо публичное демонстрирование атрибутики или символики организаций (в том числе иностранных или международных), отрицающих факты и выводы, установленные приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо приговорами национальных, военных или оккупационных трибуналов, основанными на приговоре Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо вынесенными в период Великой Отечественной войны, Второй мировой войны (Федеральный закон от 19.05.1995 №80-ФЗ "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов", ст. 6).
История России богата знаменательными событиями. Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства. Помимо военных побед существуют события, достойные быть увековеченными в народной памяти.
Федеральным законом от 13 марта 1995 года № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России» установлены дни славы русского оружия - дни воинской славы (победные дни) России в ознаменование славных побед российских войск, которые сыграли решающую роль в истории России, и памятные даты в истории Отечества, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни государства и общества.
9 мая - День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов (1945 год) является Днем воинской славы России.
В числе Памятных дат России: 22 июня - День памяти и скорби - день начала Великой Отечественной войны (1941 год); 29 июня - День партизан и подпольщиков; 2 сентября - День окончания Второй мировой войны (1945 год); 3 декабря - День Неизвестного Солдата; 9 декабря - День Героев Отечества; 12 декабря - День Конституции Российской Федерации.
Основными формами увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России, являются: создание и сохранение мемориальных музеев, установление и благоустройство памятников, обелисков, стел, других мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих дни воинской славы России, организация выставок, установление на местах воинской славы мемориальных знаков; сохранение и обустройство территорий, исторически связанных с подвигами российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России; публикации в средствах массовой информации материалов, связанных с днями воинской славы России; присвоение имен национальных героев, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России, населенным пунктам, улицам и площадям, физико-географическим объектам, воинским частям, кораблям и судам.
По решению органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления могут осуществляться и другие мероприятия по увековечению памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России (Федеральный закон от 13.03.1995 № 32-ФЗ «О Днях воинской славы и памятных датах России).
Направлениями реализации Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 05.02.2016 № 164-р, предусмотрены меры в отношении граждан старшего поколения различных возрастных групп независимо от места их проживания, активности в обществе, нуждаемости в помощи и поддержке, а также на их семей, лиц, обеспечивающих им поддержку и уход, юридических лиц, оказывающих помощь гражданам старшего поколения. Стратегия содержит
Реализация предусмотренных целей, задач, направлений государственной политики будет способствовать улучшению качества жизни граждан старшего поколения в зависимости от их индивидуальной нуждаемости и потребностей, обеспечению более эффективного использования их потенциала и участия в жизни общества. Предусмотрен механизм контроля хода реализации Стратегии.
Основами государственной молодежной политики определяются меры, направленные на формирование и реализацию условий для воспитания и развития молодежи, знающей и ответственно реализующей свои конституционные права и обязанности, обладающей гуманистическим мировоззрением, устойчивой системой нравственных и гражданских ценностей, проявляющей знание своего культурного, исторического, национального наследия и уважение к его многообразию, активной гражданской позиции молодых граждан, национальногосударственной идентичности, вовлечение молодежи в активную работу поисковых, археологических, военно-исторических объединений (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 20125 года»).
Согласно Основам молодежной политики в Тверской области, задачами данного направления являются развитие межкультурного и межпоколенческого диалога; формирование у молодежи чувства патриотизма и ответственности за судьбу страны; повышение гражданской ответственности молодого поколения; укрепление ценностей гражданского общества в молодежной среде; формирование духовнонравственных ценностей и гражданской культуры молодежи; создание условий для проявления активной гражданской позиции.
Социальными партнерами в реализации задач по изучению правовой и государственной систем Российской Федерации, истории Отечества, государственной и региональной символики, биографий выдающихся граждан России и Тверской области, включению молодежи в программы патриотического воспитания, в вопросах подготовки к службе в Вооруженных Силах, проведения работ по увековечению памяти защитников Отечества, поддержки и развития воспитательной деятельности в образовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования и по месту жительства являются родители или лица, их заменяющие, средства массовой информации, бизнес- сообщество, общественные и политические организации, предприятия, трудовые и учебные коллективы, религиозные конфессии, государственные и негосударственные организации и учреждения, проводящие работу с молодежью и оказывающие ей поддержку (постановление Администрации Тверской области от 18.09.2007 № 265-па (ред. от 03.09.2014) «Об Основах молодежной политики в Тверской области на 2008-2015 годы».
Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц - от одной тысячи до четырех тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
Изготовление или сбыт в целях пропаганды либо приобретение в целях сбыта или пропаганды нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения (статья 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Федеральным законом от 05.05.2014 № 128-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» введена уголовная ответственность за реабилитацию нацизма (статья 354.1 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Согласно части три данной нормы распространение выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества, а равно осквернение символов воинской славы России, совершенные публично, наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года (Федеральным законом от 05.05.2014 № 128-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Федеральным законом от 05.04.2013 № 52-ФЗ «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» определены меры по организации и проведению военно-мемориальной работы, достойному увековечению памяти погибших при защите Отечества в целях выявления неизвестных воинских захоронений и не погребённых останков, установления имён погибших и пропавших без вести при защите Отечества и увековечения их памяти.
Поисковая работа организуется и проводится в порядке, предусмотренном уполномоченным федеральным органом
исполнительной власти по увековечению памяти погибших при защите Отечества, общественно-государственными объединениями,
общественными объединениями, уполномоченными на проведение такой работы (Федеральный закон от 05.04.2013 № 52-ФЗ «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»).
Согласно Порядку проведения поисковых работ на территории Тверской области органам местного самоуправления рекомендовано оказывать содействие поисковым объединениям в подготовке и проведении поисковой работы по увековечению памяти погибших при защите Отечества на территории муниципального образования.
Предусмотрено, что к проведению полевых поисковых работ допускаются лица не моложе 14 лет, а к поисковым работам, связанным с эксгумацией останков погибших при защите Отечества - лица не моложе 18 лет.
В состав поискового объединения, проводящего полевую поисковую работу, должен входить медицинский работник.
Об обнаружении взрывоопасных предметов поисковые объединения должны незамедлительно сообщать в соответствующие органы военного управления. При этом изъятие и транспортировка взрывоопасных предметов с мест их обнаружения в порядке самодеятельной инициативы не допускаются.
Финансирование поисковой работы на территории Тверской области осуществляется за счет средств областного бюджета Тверской области, добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц, а также иных не запрещенных законодательством источников (Постановление Правительства Тверской области от 04.02.2014 № 46-пп «О внесении изменений в постановление Администрации Тверской области от 06.09.2005 № 278-па «Оборганизации поисковой работы по увековечению памяти погибших при защите Отечества на территории Тверской области»; изменено наименование постановления «Об утверждении Порядка проведения поисковых работ на территории Тверской области»).
Введенным в действие Порядком организации и проведения поисковой работы общественно-государственными объединениями, общественными объединениями, уполномоченными на проведение такой работы, осуществляемой в целях выявления неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков, установления имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества и увековечения их памяти предусмотрены разработка плана проведения поисковых работ по рекомендуемому образцу и информирование территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации о предстоящих поисковых работах, а также согласование порядка взаимодействия с ними по вопросам обеспечения безопасности граждан и общественного порядка при их проведении.
До передачи (уничтожения) обнаруженных стрелкового оружия, боеприпасов, взрывных устройств, взрывчатых веществ, вооружения, военной техники и их фрагментов обеспечиваются их охрана и оцепление места обнаружения.
Для установления имен погибших организуются поиск личных документов, медальонов, наград, именных вещей, предметов экипировки и униформы; исследование обнаруженных предметов; анатомическая экспертиза, принимаются иные необходимые меры. (Приказ Министра обороны РФ от 19.11.2014 N 845, зарегистрирован в Минюсте 09.02.2015, № 35923).