Отчет Главы города Твери Владимира Бабичева перед Тверской городской Думой по итогам работы за год
06.05.2010
(полная версия)
Уважаемые коллеги и земляки!
Прошел год с того момента, когда я был избран главой Твери, и в структуре тверской муниципальной власти произошли серьезные изменения. Сегодня настало время для большого отчета. Я уверен, что тверитяне ждут от меня прямого и честного разговора о социально-экономической и политической ситуации в городе: что мы смогли сделать, и чего нам не удалось добиться за минувший год.
В своем Послании к Федеральному Собранию Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев обозначил основные направления работы всех органов власти:
- — укрепление демократических институтов;
- — эффективная бюджетная политика;
- — модернизация экономики;
- — борьба с коррупцией.
Для достижения этих важных целей Губернатор Дмитрий Зеленин в своем Послании Законодательному Собранию определил основные задачи, решение которых должно стать приоритетом для органов власти региона:
- — улучшение качества жизни населения;
- — поддержка малого предпринимательства;
- — повышение энергоэффективности;
- — контроль за качеством предоставления жилищно-коммунальных услуг;
- — мобилизация общественного потенциала.
Мы понимаем, что стратегические задачи, поставленные перед обществом, — громадны. И для их решения нужна серьезная и кропотливая работа, консолидация всех сил общества и оптимизация ресурсов страны, области, города.
Уважаемые коллеги!
Принятие нового Устава города можно назвать самым значимым решением Тверской городской Думы. Власть в нашем городе отныне одна и едина, но устав четко разделил функции представительного органа местного самоуправления и исполнительно-распорядительного. При этом сегодня Тверская городская Дума — единственный орган в системе муниципалитета, который избирается прямым тайным голосованием, выражает волю народа и от его имени осуществляет власть. По Уставу Дума стала стратегическим центром принятия решений. Согласно федеральному законодательству, она имеет в своем ведении исключительные полномочия по осуществлению контроля над исполнительным органом в сфере хозяйственной деятельности. Все это отвечает поставленным Президентом РФ задачам о повышении статуса местных парламентов.
Именно в этом ключе нам предстоит работать и выстраивать диалог между Тверской городской Думой и администрацией города. Это, безусловно, непростой и небезболезненный процесс, который мы обязательно преодолеем.
Эффективность работы городского парламента определяется взвешенными решениями, это не место, где можно тянуть одеяло на себя, заниматься самопиаром, реализовывать свои амбиции и руководствоваться сиюминутными интересами. Мы должны научиться слышать друг друга. Год назад был избран новый депутатский корпус. Впервые Дума стала многопартийной. Сегодня действуют две фракции депутатов от партий «Единая Россия» и «КПРФ», в Думе заняли кресла представители партии ЛДПР и «Справедливая Россия». Нельзя отрицать тот факт, что отсутствие парламентского опыта, партийные разногласия были, а в чем-то остаются и сегодня, но общими усилиями нам удалось выйти на конструктивный диалог.
В условиях новой формации и в сложное экономическое время нам предстояло принять главный финансовый документ областной столицы — бюджет на 2009 год. Депутаты успешно справились с этой непростой задачей. Бюджет города превысил 7 млрд. рублей, что позволило сохранить его социальную направленность и в полной мере выполнить данные горожанам обязательства и заложить основные принципы антикризисной стратегии. Отмечу, что бюджет был сформирован качественно, и его практически не пришлось пересматривать в течение года.
Тверская городская Дума приняла целый комплекс решений, направленных на снижение социальной напряженности. Так, по инициативе фракции «Единая Россия» в 2009 году был объявлен мораторий на повышение нормативов ЖКХ, которые могут привести к увеличению платежей населения. Тверская городская Дума приняла решение оставить на прежнем уровне нормативы потребления коммунальных услуг, находящиеся в компетенции Думы. Это нормативы потребления холодной и горячей воды, отопления и водоотведения. Также в 2009 году на уровне 2008 года была оставлена плата за содержание дома для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма в муниципальном жилом фонде.
Мы определили наиболее острые проблемы в социальной сфере и направили все усилия для их разрешения. В Твери действует городская программа адресной помощи населению — помощи и финансовой, и материальной. На ее реализацию в городском бюджете в минувшем году было заложено 65 миллионов рублей. По инициативе фракции «Единая Россия» впервые с 2009 году школьники младших классов стали получать бесплатные горячие завтраки, а дети из социально незащищенных семей еще и горячие бесплатные обеды в школе. На эти цели в муниципальном бюджете было предусмотрено 24 миллиона 250 тыс. рублей. Еще одна мера поддержки семей, где воспитываются школьники, — это льготный проезд для учащихся в течение учебного года. Проездные билеты позволяют экономить половину расходов на поездки в общественном транспорте. Среди мер социальной поддержки, принятых Тверской городской Думой, можно назвать также увеличение заработной платы воспитателей и нянь в детских садах. Если в 2008 году для последних она составляла 1800 рублей, то в 2009 — уже 4500 рублей. Это реальная поддержка категории специалистов, острая нехватка которых ощущается даже в условиях стабильной экономической ситуации. Все начинания 2009 года удалось продолжить и в 2010 году, несмотря на то, что бюджет стал меньше на 1 миллиард. По инициативе фракции КПРФ решением Думы была установлена муниципальная доплата молодым специалистам в школах в размере 30 процентов от оклада. Дополнительные средства к зарплате получают врачи узких специальностей в поликлиниках — кардиологи и офтальмологи. Введена муниципальная выплата тверским пенсионерам, которые имеют особые звания — ежемесячно они получают 500 рублей.
В Твери ведется планомерная работа, направленная на оздоровление жителей. Стартовал проект «Чистая вода», инициированный фракцией «Единая Россия».
Надо признать — ни ресурсов, ни финансов единовременно на ремонт изношенных коммуникаций системы водоснабжения в городе нет. При этом существуют современные средства доочистки воды, которые позволяют быстро и с наименьшими затратами достичь нужного результата. В первую очередь приборы локальной доочистки воды установлены во всех школах, детских садах, детских оздоровительных лагерях, больницах города.
Успешная реализация этого проекта дает нам уверенность в том, что решить проблему обеспечения питьевой водой каждого жителя Твери мы можем.
Рабочей группой во главе с председателем постоянного комитета по социальной политике Светланой Вержбицкой разработана программа «Тверь — территория здорового образа жизни». Главная цель проекта — сокращение потребления пива и слабоалкогольных напитков подростками и молодежью, создание центров здорового образа жизни при образовательных учреждениях города, создание «зон трезвости» на территории Твери. Эта задача сейчас активно решается. Активное участие в реализации программы должны принять депутаты, сотрудники администрации города и районов, вплоть до непосредственного участия в совместных рейдах с сотрудниками органов внутренних дел.
Приоритетом в работе депутатского корпуса стала разработка программы по увеличению числа мест в детских садах. За последние годы в городе повысилась рождаемость. На сегодняшний день очередь в дошкольные учреждения более 3 тысяч. Первые шаги по ликвидации очередей были предприняты в 2009 году. Это стало началом целой программы «Обеспечение доступности дошкольного образования в г. Твери на 2010 — 2012 г.г.». Она включает в себя проведение капитального ремонта и реконструкцию зданий бывших детских садов, открытие групп кратковременного пребывания детей, строительство новых детских садов в микрорайонах Южный и Юность. В целом по итогам реализации программы Тверь получит 2540 мест для полного пребывания детей в детских садах и дошкольных группах и 440 — в группах кратковременного пребывания.
Полным ходом идет капитальный ремонт средней школы № 11, которая находится в аварийном состоянии. К сожалению, работы продвигаются не так быстро, как хотелось бы. И школа вряд ли откроется к следующему учебному году.
В бюджете 2009 года впервые за последние годы были заложены столь значительные средства на капитальный ремонт объектов здравоохранения. В первую очередь речь идет о реконструкции старого корпуса 6-ой городской больницы, что позволит Твери войти в федеральную программу создания сердечно — сосудистых центров. Ремонт начался в 2009 году. Основные работы завершены, их общая стоимость превышает 92 миллиона рублей. 57 миллионов выделил региональный бюджет, остальная сумма — средства муниципальной казны. На завершение полной реконструкции в бюджете города на этот год заложено еще 20 миллионов рублей. Оборудование будет закуплено на федеральные деньги. В своем отчете перед Государственной Думой председатель правительства Владимир Путин заявил о том, что в течение двух лет будет выделено 300 миллиардов рублей на приведение в порядок всей сети здравоохранения страны. Еще 136 млрд. на повышение зарплаты медикам, лекарства, питание пациентам. Накопившиеся проблемы системы медицинского обслуживания актуальны для всех без исключения городов, в том числе и Твери. И решить их только лишь силами муниципалитета невозможно. И если государство берет на себя решение части проблем, изменить ситуацию в наших больницах и поликлиниках можно будет быстрее. Реконструкция корпуса 6-ой горбольницы — это как раз пример того, что совместными усилиями здравоохранение реально вывести на новый качественный уровень. Таким же образом удалось привести в порядок и 4-ю городскую больницу.
Еще один аспект на пути к улучшению демографической ситуации — развитие физической культуры и спорта. В бюджете 2009 года на эти цели было выделено порядка 50 миллионов рублей. К сожалению финансово-экономический кризис внес свои коррективы, и в 2010 году на развитие спорта в Твери мы запланировали меньше 40 миллионов.
Выполняя наказ Президента России Дмитрия Медведева о создании условий, когда «спортом можно заниматься в каждом дворе, на каждой улице», в каждом районе города Твери мы продолжаем устанавливать открытые спортивные сооружения во дворах. В Твери последовательно внедряется программа «Школьный стадион». К сожалению, не все площадки и стадионы используются эффективно и бережно. Это сегодня должно стать предметом особой заботы городской власти, педагогов, родителей.
Немалых материальных вложений требуют детско-юношеские спортивные школы. Тверская Городская Дума выделила в этом году более 2,5 млн. рублей на капитальный ремонт лыже-роллерной трассы и строений лыжной базы детско-юношеской спортивной школы «ТВЕРЬ».
Серьезным вкладом в развитие массового спорта в Твери стало строительство трех физкультурно-оздоровительных комплексов, построенных по инициативе партии «Единая России» — в микрорайонах Южный, Юность, в поселке Химинститута. Эту инициативу поддержал Вагоностроительный завод, построив в Заволжье еще одну спортивную арену.
В наших планах выделение земельного участка и строительство в столице Верхневолжья большого современного аквапарка.
В 2010 году начнется реконструкция стадиона «Химик». Будет уложен новый газон футбольного поля с подогревом, сделано новое освещение и новое электронное табло. Для занятий легкой атлетикой будут реконструированы беговые дорожки. На эти цели запланировано 107 миллионов рублей.
Возвращаясь к теме сложной экономической ситуации 2009 года, необходимо отметить целый ряд шагов, которые были предприняты Тверской городской Думой для поддержки малого и среднего бизнеса, где занята треть трудоспособного населения города. Начата реализация городская целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Твери на 2009–2011 годы», в рамках которой проводиться ряд мероприятий, способствующих созданию благоприятной среды для развития этого сектора экономики. Это в первую очередь, привлечение самих предпринимателей к обсуждению нормативно-правовых актов, затрагивающих их интересы, продвижение тверских продуктов на потребительский рынок региона, организация ярмарок для местных производителей. В 2010 году планируется открыть в Твери Дом предпринимательства областного значения.
В связи с резким увеличением с 1 января 2009 года кадастровой стоимости земли также резко должны были возрасти соответствующие платежи — налог на землю и арендная плата за пользование земельными участками. Чтобы снизить фискальную нагрузку на предпринимателей, Тверская городская Дума установила уменьшающий коэффициент социально-экономических особенностей для отдельных категорий предпринимателей — розничная торговля, аптеки, парикмахерские и другие объекты сферы бытового обслуживания. Что было призвано поддержать малый и средний бизнес и не допустить роста цен на услуги. Также было принято решение, предусматривающее снижение ставки земельного налога для крупных производственных объектов с 1,5% до 1,1%, для торговых объектов — с 1,5% до 1,3% и для гаражных автокооперативов — с 0,3% до 0,2%. Кроме того, решение Тверской городской Думы обеспечило сохранение и доступность для жителей города крупных социально-культурных объектов Твери. Так, для Тверского цирка наше решение позволило уменьшить сумму земельного налога, теперь она равна 1,3 миллиона рублей в год, вместо прежних 5 миллионов рублей.
Для арендаторов муниципального имущества и земельных участков, находящихся в собственности муниципалитетов, депутаты отсрочили внесение арендных платежей. Еще одна мера по поддержке малого и среднего бизнеса заложена в принятом Тверской городской Думой Положении, согласно которому сформирован перечень объектов, разрешенных к долгосрочной аренде на срок от 5 до 10 лет. Это дает предпринимателю возможность планировать развитие своего бизнеса.
В конце 2009 года Тверская городская Дума активно включилась в реализацию 159-ФЗ. Депутаты утвердили перечень объектов, и предприниматели Твери получили реальную возможность выкупать в собственность арендуемые муниципальные помещения. Этим правом воспользовались уже 36 предпринимателей.
Актуальными для нас остаются проблемы в жилищно-коммунальной сфере.
Зима 2009 года вскрыла все пороки коммунальной системы городского хозяйства. Надо делать выводы и искать — что мы упустили в подготовке к зимнему сезону. Мы все помним, как осенью 2009 руководители муниципального предприятия «Дороги Твери» рапортовали о полной готовности к зиме, а в период сильного снегопада они же заговорили о нехватке сил, денег и неожиданно выявленной изношенности техники. Очевидно, что департамент ЖКХ просто упустил эту ситуацию и в итоге не справился с возложенными на него задачами. Это еще одно доказательство тому, что нужно еще многое менять в системе управления городским хозяйством. Это должна быть система. Система, адекватная современным условиям и требованиям, способная работать в любых условиях. Нынешние реалии диктуют, что уборку улиц необходимо передать в одни руки. К сожалению, не всегда частные компании готовы работать в экстренных ситуациях. Магистральные, а в дальнейшем и внутриквартальные дороги должно обслуживать одно предприятие и по возможности муниципальное. Необходима также программа по оснащению и модернизация парка дорожных машин. Первым шагом в этом направлении должна стать закупка современной и многофункциональной техники для нашего муниципального предприятия «Дороги Твери».
Уже осенью 2009 года мы начали подготовку к весне 2010 года, вносили изменения в бюджет, корректировали некоторые статьи. Часть неосвоенных денег была направлена на решение наиболее важных проблем города. 4 миллиона рублей пошли на подготовку проектно-сметной документации по водоотведению в поселке им. Лоцманенко. Изначально предполагалось, что этот проект будет готовиться только в 2010 году, а строительство системы водоотведения началось бы в 2011. Но выделенная нами сумма позволила начать работы раньше.
Всего на противопаводковые меры было выделено порядка 10 миллионов рублей, но, к сожалению, не все средства были освоены осенью, и часть работ оказалась недоделанной. Весну 2010 года Тверь встретила подтоплениями отдельных территорий частного сектора. Больше всего пострадали поселки Соминка, Вагонников, поселки имени Крупской, Лоцманенко. Затопило не только приусадебные участки, но и дома. Вода стояла в подвалах и в жилых помещениях. С последствиями снежной зимы и несвоевременно проведенными работами приходилось бороться в авральном режиме. Дальше это терпеть невозможно. Деньги выделяются, а эффекта от работы нет. Необходимо подходить к решению вопроса системно и продуманно. В истории Твери есть успешный опыт борьбы с локальными наводнениями. Напомню, в 1866 году для защиты Затьмацкого района от затопления был построен Головинский вал. До сих пор это укрепление работает.
Наболевший вопрос, ставший уже региональной проблемой — работа городской свалки бытовых отходов. Сегодня свалка в аварийном состоянии. Замечу, что высота мусора достигает 15 метров — это высота 5-ти этажного дома! Минувшей осенью и зимой жители на себе в очередной раз прочувствовали последствия неправильной эксплуатации — отходы горели, едкий дым распространялся на все близлежащие населенные пункты, в том числе задыхалась и Тверь. Именно дым от возгораний становится причиной серьезных ДТП на Бежецкой трассе. По решению Заволжского районного суда с 1 июля 2010 года свалка должна быть закрыта. А в дальнейшем и рекультивирована. Должен констатировать, что к закрытию этого объекта мы не готовы. В бюджете 2010 года депутаты были намерены заложить средства на рекультивацию свалки, однако администрация города не представила своего видения решения проблемы. Решение вопроса должно быть найдено в кратчайшие сроки.
Требует принятия срочных мер состояние городских коммуникаций. Износ сетей тепло- и водоснабжения превышает 70 процентов. Аварий во время подготовки к зиме 2009–2010 годов было в 2 раза больше, чем в предыдущие годы. Серьезной инвестиционной программы в действии мы пока не видим. Пока лишь латаются дыры в трубах. Тверитяне должны платить деньги за качественные получаемые услуги, а не вкладываться в развитие чужой собственности. Мы ждем от наших партнеров серьезных и социально-ответственных предложений по модернизации городской коммунальной инфраструктуры.
На территории Твери действует городская целевая программа «Энергосбережение», в рамках которой проходят работы по реконструкции центральных тепловых пунктов с оснащением их более современным оборудованием, установка двухтарифных счетчиков электроэнергии в учреждениях образования и здравоохранения, использование энергосберегающих лампочек. По федеральному закону до 1 января 2012 года весь жилой фонд должен быть оснащен приборами учета расходов тепла, воды и электроэнергии. Работу по выполнению этого закона мы должны начать уже сейчас, а не ждать 1 января 2012 года, чтобы не получилось как со свалкой. За нас никто ничего не сделает. Объекты здравоохранения, образования и культуры уже оснащаются приборами учета, теперь очередь за жилым фондом. Поэтому до 1 августа 2010 года поручаю администрации города представить в Тверскую городскую Думу программу по установке приборов учета в тверских домах.
По-прежнему в центре нашего внимания остаются тверские дороги. Общие затраты на ремонт дорожной сети города в прошлом году составили более 400 миллионов рублей. Отмечу, из городской казны на капитальный ремонт улиц было выделено около 85 миллионов рублей, на текущий — 166 миллионов. К сожалению, не все деньги освоены. Не была подготовлена вовремя проектно-сметная документация, в результате чего ремонтировать дороги пришлось поздней осенью. О качестве здесь говорить не приходится. Пример — плитка на улице Трехсвятская, которую в итоге пришлось перекладывать. Уже в этом году есть факты крайне неэффективного использования бюджетных средств. Буквально в минувшие выходные на улице Л.Базановой асфальт укладывали в лужи. Это безобразие! Такую ситуацию необходимо кардинально менять. Что же касается выделения серьезных средств на дороги — это наша принципиальная позиция. Кроме того, необходимо сделать акцент на капитальный ремонт, когда дорожное покрытие будет полностью отремонтировано, нежели постоянно из года в год латать дыры. В 2010 году 400 миллионов рублей вновь пойдут на тверские дороги. В титульном списке по капремонту 10 улиц города. Благодаря межбюджетному трансферту почти на 100 миллионов рублей, завершается строительство автодороги по улице Псковская, которая напрямую соединит Октябрьский проспект с Волоколамским шоссе. Эта трасса может серьезно улучшить транспортную ситуацию в Мамулино, в частности, соединить поселок с центром города троллейбусной линией. Однако на сегодня, должен констатировать, что проект не соответствует предъявляемым требованиям к движению общественного транспорта, задача — внести такие коррективы, чтобы ни средства, ни труд людей не пропали даром. Обращаю внимание руководителей департамента архитектуры и строительства — нужно ко всему подходить вдумчиво, внимательно и вовремя. Эффективное расходование бюджетных средств — это проблема, которую обозначил Президент. Теперь задача всех уровней власти сделать так, чтобы ни один бюджетный рубль не был утрачен по халатности или недосмотру.
Мы продолжаем реформировать ЖКХ города, это острый и больной вопрос.
Состояние жилищного фонда в Твери оставляет желать лучшего. Более половины многоквартирных домов нуждаются в капитальном ремонте. Решить проблему собственными силами город не в состоянии. Впервые в 2009 году Тверь вошла в федеральную программу по капитальному ремонту жилья. По ее условиям, выделение денег из федерального бюджета на капитальный ремонт осуществляется при условии софинансирования из регионального и муниципального бюджетов, а также при оплате 5 процентов стоимости ремонта за счет собственников жилья. Участие в программе в рамках реализации 185 ФЗ имело для Твери принципиальное значение. В 2008–2009 годах в нее были включены 379 домов. Общий объем финансирования составил порядка полутора миллиардов рублей.
Сегодня главная задача — своевременное использование уже выделенных средств и обеспечение высокого качества ремонтных работ. Должен отметить, что недобросовестность подрядчиков стала главной проблемой. Неоднократно только личное участие депутатов Тверской городской Думы помогало разобраться с плохим качеством проведенных работ. Из 242 домов мы не приняли 36. Исправлять недоработки эти организации будут за свой счет. Ни одного акта не должно быть подписано с недостатками.
В 2009 году впервые Твери удалось получить финансирование из федерального центра по программе переселение из ветхого и аварийного жилищного фонда. Вопрос этот для города насущный — около 20 процентов жилых домов признаны таковыми. Было приобретено 272 квартиры в 6 новостройках. Новоселье в 2009 году, из общего числа семей, которые должны получить новое жилье, уже справило 79 процентов. В 2010 году предполагается переселить еще 629 человек. Необходимо вести постоянную работу по участию города Твери в различных целевых федеральных и региональных программах, предполагающих софинансирование из бюджетов соответствующих уровней. Это даст нам новые возможности для решения назревших проблем.
Но мы рассчитываем не только на федеральную поддержку. Впервые за долгие десятилетия мы планируем заложить в бюджете города на следующий год деньги на строительство муниципального жилья. Кроме того, сейчас ведется работа по созданию проектов планировки территорий, которая позволит обеспечивать жилищную застройку в Твери на перспективу более 5-ти лет.
Уважаемые коллеги!
Должен признать, ряд проблем 2009 года остались нерешенными. Это связано как с вполне объективными причинами, так и с недостатками в работе конкретных исполнителей.
Не решен вопрос с ремонтом Восточного моста. Напомню, в 1988 году мост был признан аварийным, а 2004 года он закрыт для грузового автотранспорта. Федеральное дорожное агентство готово включиться в работу по реконструкции сооружения, взяв на себя 50 процентов расходов. Другую половину совместно должны внести бюджеты области и города. Уже достигнута договоренность о передаче объекта в региональную собственность на период реконструкции. Однако некачественная подготовка проектно-сметной документации отложила ремонт Восточного моста на неопределенное время. Считаю, что затягивать решение вопроса с ремонтом нельзя, все ответственные структуры должны приложить максимум усилий для завершения подготовительных работ.
Считаю определенной недоработкой отнести возврат в бюджет денег, которые планировалось потратить на благоустройство районов города. Порядка 9,5 миллионов рублей вернулись неосвоенными. Из этого опыта необходимо извлечь уроки и в дальнейшем быть более оперативными и внимательными при бюджетном планировании.
Уверен, причиной значительной части этих проблем стало то, что у города по-прежнему нет стратегического плана развития, документа, определяющего развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, сохранение объектов историко-культурного наследия, социального и санитарного благополучия.
Это позволит нам, как отметил председатель Правительства РФ Владимир Путин, понимать свою роль в развитии и модернизации страны, чувствовать вовлеченность в решение общенациональных задач, но в то же время иметь собственные планы, как на ближайшие годы, так и более отдаленную перспективу.
Уважаемые коллеги!
Я убежден, что невозможно принять верные решения без участия горожан. Сегодня тверская общественность принимает самое активное участие в политической и экономической жизни города. Тверской городской Думой сформированы Общественная и Молодежная палаты. Причем Общественная палата впервые стала полностью самостоятельным органом.
В городе назрела необходимость создания независимой от власти структуры, которая стала бы проводником общественного мнения, смогла бы обеспечить согласование общественно-значимых интересов граждан, общественных объединений, органов власти для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, защиты прав и свобод жителей Твери, демократических принципов развития гражданского общества в городе.
Формирование общественного контроля — одна из основных задач Общественной палаты. Надо выявлять недостатки, упущения и нарушения и оперативно доводить эту информацию до органов власти. При работе с обращениями граждан, при экспертизе нормативных актов и программ, в первую очередь, учитывается соблюдение интересов жителей, ликвидируются коррупционные составляющие, закрываются «лазейки» для нечестных и недобросовестных людей. И такой контроль обязательно должен быть действенным.
Что касается молодежи, то приходится признать, что все последние годы из Твери уезжали молодые, как теперь модно говорить, продвинутые кадры. Остановить этот процесс совсем невозможно, но сделать Тверь привлекательной для молодого поколения мы можем и должны. Наша задача — привлечь молодежь, мобилизовать ее для решения самого широкого круга проблем — от участия в общественных мероприятиях до обсуждения нормативных актов в городской Думе. Поэтому мы приняли решение о создании Молодежной палаты. При формировании этого органа было решено отказаться от принципа квотирования. Молодые люди выступали со своими социально-общественными проектами перед депутатами, авторы самых интересных и стали членами Молодежной палаты. Надеюсь, что представители Молодежной палаты смогут внести новое в работу представительного органа, а мы, депутаты, им в этом поможем, чтобы вместе решать городские проблемы. Молодежная палата должна стать инструментом поиска и поощрения наших молодых талантливых земляков, кузницей профессиональных муниципальных кадров.
Считаю необходимым содействовать тверской молодежи в участии в кадровых проектах Президента Дмитрия Медведева и партии «Единая Россия». К работе мы должны привлекать тех, кто не только профессионален в своей сфере, но и обладает активной гражданской позицией.
Завершена работа по созданию электронного сайта Тверской городской Думы. Это своеобразная площадка в интернет-пространстве, где жители смогут узнавать не только последние городские новости, но ознакомиться со всеми важными документами, которые находятся в компетенции Тверской городской Думы. Это и бюджет города, и инициативы депутатов, и другие нормативные акты. Кроме того, посредством сайта горожане смогут общаться с Главой города, депутатами, членами общественной и молодежной палат. На страницах сайта любой житель может задать вопрос, оставить свой комментарий, получить ответ.
Наш инернет-ресурс может стать одной из точек создания гражданского общества в Твери. Именно формирование гражданского общества способствует возникновению новых форм и в сфере общественных организаций.
На сегодняшний день в Твери уже сложилась определенная структура гражданских институтов управления, сформированных по территориальному признаку. Это 13 ТОСов, более 300 уличкомов, около 60 домкомов и 26 дворовых советов. Но все эти сообщества горожан существуют обособленно. Нет общей идеи, которая сплотила бы все территориальные советы в единый работоспособный механизм. У жителей нет четкого понятия — что такое общественное самоуправление. А ведь надо сказать, что ТОСы — единственное общественное объединение, которое по 131-му Федеральному закону обладает нормотворческой инициативой и оно по закону самостоятельно в принятии своих решений. Сегодня рабочая группа в Тверской городской Думе приводит в соответствие с федеральным законодательством положение о ТОС в городе Твери. Эта работа, которая подходит к своему завершению, заложит правовую основу в само существование гражданских институтов самоуправления. Параллельно при Тверской городской Думе планируется создать Координационный совет, куда войдут как депутаты, так и представители общественного самоуправления. Его задача — разработать принципы, на котором будет работать ось сотрудничества: житель — старший по дому — ТОС- депутат тверской городской Думы, определить механизм выделения финансирования под реализацию социальных проектов горожан. Мы подтверждаем, что муниципальная власть готова работать с жителями на основе взаимного доверия, готова сотрудничать с теми, кто способен работать на благо Твери.
Отражением динамичных перемен последних лет на пути развития гражданского общества стало создание в Твери Ассоциации товариществ собственников жилья и жилищно-строительных кооперативов. Объединения собственников, число которых в стране продолжает расти, продиктованы необходимостью для жителей вместе решать вопросы улучшения жизни, уметь договариваться и действовать в общих интересах. Подобные организации созданы уже в 40 регионах России. Цели Ассоциации ТСЖ довольно просты — обмен наработанным опытом в сфере управления многоквартирным жилым фондом, работа с общественными организациями, и, что главное, эта структура намерена выстраивать конструктивный диалог с властью. Именно за Ассоциацией знание реальных проблем многоквартирных домов.
Необходимо использовать федеральные проекты для повышения профессионализма кадров для управления многоквартирным фондом и разработать механизм мотивации работы старших по домам, как первичного звена в структуре общественного самоуправления.
Необходимо консолидировать и мобилизовывать общественный потенциал города. Одна из перспективных задач создание в Твери Фонда местного сообщества. Это своеобразный коллектор ресурсов и идей. Фонд будет аккумулировать финансы муниципалитета и благотворительные средства и распределять их на конкурсной основе среди некоммерческих общественных и муниципальных организаций города, оказывая поддержку их проектам. Распределение финансирования будет осуществлять само сообщество, на основе паритетного представительства бизнеса, власти и общественности, открыто, прозрачно, не ангажировано какой-либо одной стороной. Это позволит рационально использовать бюджетные средства, не зависеть от воли чиновника, а сами общественные организации научатся оформлять свои идеи в социально-значимые для города проекты.
Работа депутатов — это постоянный контакт с жителями. Мы систематически проводим встречи с представителями социальных групп, с общественными организациями, частными лицами. В 2009 году — начале нынешнего года прошли встречи с представителями правоохранительных органов города Твери, со слушателями и курсантами образовательных учреждений системы МВД, с участковыми уполномоченными города Твери, врачами, театральными деятелями, работниками культуры, с руководителями образовательных учреждений города, молодыми педагогами, с руководителями ветеранских организаций города Твери, молодежными организациями, даже блогерами. Итогом таких встреч стала совместная работа над городскими программами, внесение корректировок в уже существующие нормативные акты.
Отдельно остановлюсь на встрече с родителями детей-инвалидов. Тверь по-прежнему далека от такого понятия как «доступный город». Объекты здравоохранения, образования, социальные учреждения, да и просто магазины — недоступны для инвалидов-колясочников, пешеходные переходы опасны для слабовидящих людей, не решается жилищный вопрос для семей, где воспитываются дети с тяжелыми заболеваниями, нет работы для самих инвалидов и их близких родственников, отсутствует система информирования граждан о предоставляемых льготах. Все это мы должны учесть, объединиться и создать долгосрочную программу «Тверь — город равных возможностей».
Нашим приоритетом была и остается поддержка людей, оказавшихся в трудной ситуации. Бюджет — это не просто цифры — за ними жизнь каждого жителя Твери. Несмотря на падение доходов бюджета, социальные обязательства выполняются полностью. Так будет и дальше.
Крайне актуальной является тема безопасности. В 2010 году мы наведем порядок в муниципальных учреждениях образования и здравоохранения города Твери. В школах, детских садах, больницах, поликлиниках будет проведен ремонт автоматической пожарной сигнализации, заложены деньги на ее обслуживание во всех учреждениях образования и здравоохранения города, в том числе в летних детских лагерях и дворце творчества детей и молодежи. На эти цели выделено 18 миллионов рублей.
К сожалению, в России сохраняется угроза террористических актов. В нашем городе утверждена целевая программа по установке тревожной сигнализации в образовательных учреждениях Твери. «Тревожные кнопки», обслуживающиеся вневедомственной охраной, будут введены в эксплуатацию в 21-ой школе. Под пристальным вниманием должны быть места массового отдыха горожан и общественный транспорт. Мы также планируем оснастить транспорт тревожными кнопками. Это особенно актуально для отдаленных от центра города маршрутов.
Стратегически важными для нас являются поддержка и развитие международного сотрудничества. Сегодня у Твери — 7 зарубежных городов-побратимов: Безансон, Велико Тырново, Инкоу, Капошвар, Оснабрюк, Хямеенлинна, Хмельницкий. С ними мы поддерживаем не только культурные связи. Начался новый этап в наших отношениях. На первый план выходит экономическая составляющая. Столица Верхневолжья должна стать городом, привлекательным не только для туристов, но и для зарубежного бизнеса, а тверские товары должны стать конкурентоспобными на международном рынке. Яркий пример новой формы сотрудничества- выставка в болгарском городе Велико-Тырново, где особый интерес вызвала продукция сразу нескольких наших предприятий — В частности завода «Искож», хлебокомбината «Волжский пекарь», фирмы «Селигер-Агро». Достигнуты договоренности об участии Твери в подобных выставках в Германии.
Уважаемые друзья!
В этом году мы празднуем 65-летие Победы, чествуем наших ветеранов — спасителей нашего Отечества, героев, отстоявших нашу свободу, прошедших войну, поднявших страну из руин.
Нужно помнить и уважать наше прошлое. Тверская городская Дума оперативно отреагировала на инициативу Президента улучшить жилищные условия ветеранов войны. Было принято решение об увеличении учетной нормы жилья с 9 до 14 квадратных метров. Мы должны сделать все, чтобы ветераны, живущие в плохих условиях, получили комфортное жилье.
В Твери завершается вручение ветеранам войны и труженикам тыла юбилейных медалей. Вручено почти 15 тысяч медалей. Заканчивается диспансеризация участников войны, в настоящее время углубленные медицинские осмотры прошли более 90 процентов ветеранов.
Ведется реконструкция Смоленского воинского захоронения, где покоятся останки 223 солдат, офицеров и партизан Великой Отечественной войны. Была проделана огромная работа по восстановлению исторической правды. При содействии депутатов Тверской городской Думы, объединенных в рабочую группу «Никто не забыт, ничто не забыто», восстановлены и внесены коррективы в биографические данные воинов братского захоронения. На обелиске будут высечены имена освободителей Тверской земли, а рядом установлена военная техника тех лет.
Большая работа проведена по реконструкции Обелиска Победы — главного символа героизма, памяти и скорби в нашем городе.
В мае—июне продолжится традиционная социальная акция «Поколение победителей» по предоставлению бесплатного проезда в автобусах ветеранам войны города Твери и Калининского района.
В начале мая начнутся основные мероприятия по празднованию Дня Победы. 7 мая планируется открыть памятник воинам-подводникам на набережной Афанасия Никитина, а 8 мая — заложить Аллею Победы у храма Михаила Тверского.
В этом году у Обелиска Победы будут установлены большие экраны, на которых будет транслироваться Парад Победы на Красной площади в Москве. В этом параде будут принимать участие и тверские ветераны.
В июне мы отметим еще один важный праздник. Столица Верхневолжья отмечает юбилей — Твери исполняется 875 лет. К этой дате мы подошли с определенными наработками по восстановлению исторического облика города. Так, депутаты Тверской городской Думы поддержали инициативу по переименованию площади Революции в Соборную площадь. Думаю, и в этом меня поддержат тверитяне, начатое дело по возвращению к истокам необходимо продолжать.
Нынешний год объявлен Годом учителя. Разработаны и с начала года начали претворяться в жизнь мероприятия, приуроченные к этому событию. Продолжается традиция проведения городского конкурса «Учитель года» и «Воспитатель года».
Ни для кого не секрет, что в сферу образование молодые специалисты идут неохотно. Необходимо серьезно менять сложившуюся практику. Мы должны привлекать молодежь в муниципальные учреждения серьезными социальными гарантиями — надбавками для молодых специалистов, возможностью получить служебное жилье.
Должен сказать, что всем нам предстоит огромная и сложная работа. Глава города и Тверская городская Дума избраны на 5 лет. Первый год — это начало пути. Но есть понимание ситуации, сложившейся в городе и есть желание изменить жизнь в Твери к лучшему. Мы сделаем все, от нас зависящее, чтобы так и было. Я убежден, что мы найдем поддержку наших действий у горожан.