Официальный сайт Тверской городской Думы

Тверская городская Дума Глава Города Твери

Сегодня

Календарь событий

Предыдущий месяц Апрель 2024 Следующий месяц

Личный кабинет депутата

Полезная информация



Станет ли Тверь «здоровым городом мира»?

30.07.2014

Общественная палата города, несмотря на летний отпускной период, собралась на очередное заседание. Главная тема – «Формирование здорового образа жизни, профилактика неинфекционных заболеваний и травматизма у жителей города Твери».

На заседании палаты традиционно присутствовал глава Твери Александр Корзин. Мэр рассказал о ближайших планах работы городской Думы, о приоритетных вопросах в своей деятельности, а также представил собравшимся нового главу администрации города Юрия Тимофеева. Председатель городской Общественной палаты Михаил Калинкин выразил надежду на скорую встречу членов палаты с сити-менеджером, а в качестве первого высказал пожелание оперативно реагировать на предложения общественного коллегиального органа - только в таком случае работа и взаимодействие будет эффективным.

ОП 31,07,14 Станет ли Тверь «здоровым городом мира»-_1.jpgОП 31,07,14 Станет ли Тверь «здоровым городом мира»-_06_1.jpg

Ближайшей инициативой Общественной палаты станет рассмотренная на сегодняшнем заседании Концепция по формированию здорового образа жизни, направленная на увеличение продолжительности жизни горожан. Михаил Калинкин, возглавляющий медицинскую академию и представивший данный проект, предложил создать рабочую группу по включению Твери в перечень «Здоровые города мира», что и стало бы способом реализации Концепции.

ОП 31,07,14 Станет ли Тверь «здоровым городом мира»-_02_1.jpgОП 31,07,14 Станет ли Тверь «здоровым городом мира»-_03_1.jpg

- Это амбициозный проект, но только так мы сможем решить эту острейшую для сегодняшнего общества проблему. Реализация проекта даст и социальный, и экономический, и политический эффект, - уверен председатель Общественной палаты Твери.

Концепция

ОП 31,07,14 Станет ли Тверь «здоровым городом мира»-_04_1.jpgОП 31,07,14 Станет ли Тверь «здоровым городом мира»-_05_1.jpg

ТВЕРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КОНЦЕПЦИЯ

ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ, ПРОФИЛАКТИКИ НЕИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ И ТРАВМАТИЗМА У ЖИТЕЛЕЙ ТВЕРИ

НА ПЕРИОД 2013-2025 г.г.

Тверь, 2012

1. Цель и задачи Концепции

Целью Концепции является улучшение здоровья населения Твери путем создания системы формирования здорового образа жизни, профилактики неинфекционных заболеваний и травматизма, снижение смертности и увеличение ожидаемой продолжительности жизни.

2. Основные задачи Концепции

1. Содействие в развитии приоритета формирования здорового образа жизни и профилактики неинфекционных заболеваний среди жителей Твери на различных уровнях.

2. Создание системы межведомственного и многоуровневого сотрудничества и партнерства для формирования здорового образа жизни, условий труда, быта и отдыха населения Твери.

3. Расширение деятельности лечебно-профилактических учреждений в области профилактики неинфекционных заболеваний, травматизма и формирования здорового образа жизни.

4. Увеличение доступности профилактических услуг для различных групп населения.

5. Совершенствование медико-гигиенического образования населения, разработка комплекса мероприятий на просвещение населения, особенно детей, подростков и молодежи в области профилактики неинфекционных заболеваний и травматизма.

6. Создание системы непрерывного образования медицинских и немедицинских кадров в области здорового образа жизни, профилактики неинфекционных заболеваний и травматизма.

7. Создание постоянно действующей информационной системы мониторирования поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний в репрезентативных выборках населения.

8. Формирование эффективной инфраструктуры для охраны здоровья, санитарного просвещения, популяризации здорового образа жизни.

9. Разработка и утверждение городской межведомственной программы по формированию здорового образа жизни, профилактики заболеваний и травматизма с обеспечением стабильного финансирования.

3.Координация реализации основных направлений Концепции

Координация реализации концепции осуществляется межведомственной комиссией при Администрации города. Эффективная профилактика и контроль НИЗ требуют согласованных действий ряда секторов, таких как система здравоохранения, образование, энергетика, сельское хозяйство, спорт, транспорт и градостроительство, экология, труд, промышленность и торговля, финансы и экономическое развитие. На основе данной Концепции комиссией будет разработана междисциплинарная долгосрочная программа формирования здорового образа жизни, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний и травматизма. На основании постоянного мониторинга комиссия будет проводить оценку эффективности запланированных мероприятий.

Координация и контроль реализации концепции осуществляется межведомственной комиссией под руководством зам. Главы города.

4. Основные принципы реализации Концепции

Для успешной реализации Концепции необходимо руководствоваться следующими принципами:

- сочетание общих мероприятий по формированию здорового образа жизни и коррекции факторов риска развития заболеваний среди всего населения Твери с конкретными профилактическими мероприятиями в группах населения высокого риска, особенно среди наиболее уязвимого населения (дети, женщины детородного возраста и т.д.);

- объединение действий органов законодательной и исполнительной власти, организаций, разнообразных и разнонаправленных интересов, мотивов и действий различных секторов общества, а также граждан единой целью формирования здорового образа жизни, профилактики заболеваний и травматизма.

- многоуровневый межсекторальный подход к организации формирования здорового образа жизни, профилактики заболеваний и травматизма с учетом потребностей населения Твери в целом, а также отдельных возрастных, профессиональных и социальных групп;

- использование результатов научных исследований при разработке и реализации программ формирования здоровья, профилактики заболеваний с учетом основных факторов риска.

Наиболее актуальными являются меры по коррекции факторов риска, связанных с образом жизни и обусловливающих высокую смертность от сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний и внешних причин (травмы, несчастные случаи, отравления).

С этой целью необходимо:

- снижение потребления алкоголя;

- снижение распространенности курения;

- улучшение структуры и качества питания;

- профилактика употребления наркотиков и наркотических средств;

- обеспечение безопасных условий труда, снижение травматизма на рабочих местах;

- снижение дорожно-транспортного травматизма;

- повышение доступности и качества оказания медицинской помощи населению;

- повышение физической активности населения, повышение доступности занятий физической культуры, спорта и туризма для большинства населения;

- улучшение качества окружающей среды (атмосферного воздуха, питьевой воды);

- создание эффективной инфраструктуры для осуществления мероприятий по укреплению здоровья и профилактики;

- разработка на основе Концепции межведомственной программы по формированию здорового образа жизни, профилактике неинфекционных заболеваний и травматизма.

5. Основные направления деятельности в рамках реализации Концепции

5.1. Формирование политики

Принятый 22 ноября 2011 г. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» создал реальную нормативную базу для организации широкомасштабных мер профилактики неинфекционных заболеваний в стране. Согласно данному Федеральному закону, профилактика НИЗ осуществляется на популяционном, групповом и индивидуальном уровнях органами государственной власти, местного самоуправления, работодателями, медицинскими, образовательными и физкультурно-спортивными организациями, общественными объединениями и является системой правовых, экономических и социальных мер, направленных на предупреждение возникновения, распространения и раннее выявление таких заболеваний, а также на снижение риска их развития, предупреждение и устранение отрицательного воздействия на здоровье факторов внутренней и внешней среды, формирование здорового образа жизни.

К полномочиям органов местного самоуправления в сфере здравоохранения (ст. 17) относится реализация на территории муниципального образования мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни в соответствии с законом субъекта РФ.

Социально-экономическое развитие нашей страны, ухудшение демографической ситуации, меняющаяся окружающая среда формирует новые проблемы в области укрепления здоровья населения. Соответственно меняются приоритеты планирования стратегий укрепления здоровья населения – смещение акцента от клинического подхода в сторону популяционных коммунальных программ. Такой подход требует согласованных действий всех структур общества, принятие направленных на создание доступных и равных условий для выбора и поддержания здорового образа жизни, профилактики неинфекционных заболеваний, травматизма, и факторов, способствующих их развитию. Анализ существующей ситуации в Российской Федерации позволяет определить приоритеты и выбрать политику формирования у населения здорового образа жизни, профилактики неинфекционных заболеваний и травматизма.

Для этого необходимо:

- разработать, принять и распространить ряд законодательных и административно-правовых мер для организации в Твери и финансирования мероприятий по формированию здорового образа жизни, профилактики неинфекционных заболеваний, травматизма, предприняв для этого определенные организационные меры, выделив адекватные человеческие, технические и финансовые ресурсы;

- способствовать созданию системы подготовки медицинских и немедицинских кадров для реализации мероприятий по формированию здорового образа жизни, профилактики неинфекционных заболеваний и травматизма;

- привлечь средства массовой информации для просвещения населения о причинах неинфекционных заболеваний и травматизма, об основах здорового образа жизни и обеспечить средства массовой информации необходимыми материалами, выделить государственные ресурсы для поддержки образовательных программ.

- оптимизировать и ввести в действие систему финансирования из различных источников мероприятий по формированию здорового образа жизни, профилактики неинфекционных заболеваний и травматизма. Такими источниками могут быть:

o муниципальные и государственные инвестиции,

o инвестиции страховых компаний,

o инвестиции общественных организаций,

o инвестиции бизнес-компаний,

o частные инвестиции,

Осуществление Концепции не требует больших вложений. Реализация популяционной стратегии укрепления здоровья и профилактики неинфекционных заболеваний может привести к положительным результатам в большой группе населения Твери при относительно недорогих программах вмешательства. Стратегии высокого риска и вторичной профилактики могут быть более дорогими, но давать быстрые результаты. Для реализации Концепции необходимо использовать все три стратегии.

5.2. Развитие и совершенствование законодательной и правовой базы

С целью осуществления политики, способствующей формированию благоприятной окружающей среды, для сохранения и укрепления здоровья, повышения качества и продолжительности жизни населения, необходимы соответствующие законодательные и нормативно-правовые акты.

Так, законодательные органы в сотрудничестве с медицинскими и другими структурами могут принимать решение о проведении актуальных целевых профилактических программ с адекватным финансированием, а также финансовом поощрении лиц, ведущих здоровый образ жизни. Могут быть приняты решения о заключении контрактов на профилактическую работу между страховыми компаниями и отдельными организациями и врачами.

С целью предупреждения травматизма необходима разработка законодательных актов по улучшению дорожной среды и транспортной политики, способствующих развитию безопасного пешеходного и велосипедного движения, а также нормативных актов, направленных на предупреждение травматизма на рабочих местах и мониторирования травматизма на производстве.

В условиях децентрализации власти в процессе реформ здравоохранения возникает возможность дальнейшего развития законодательства в области политики здорового образа жизни, профилактики неинфекционных заболеваний и травматизма на муниципальном уровне. Это позволит учитывать специфику Твери и своевременно реагировать на изменения конкретной ситуации на местах.

На муниципальном уровне требуется принять законы:

- по ограничению повременной и пошаговой доступности алкоголя;

- ограничения количества точек торговли в киосках;

- муниципальный закон о защите населения области от табачного дыма

5.3. Роль системы здравоохранения в формировании здорового образа жизни, профилактики неинфекционных заболеваний и травматизма

Основная часть здорового поведения населения решается вне системы здравоохранения, а в системах общего образования, СМИ, торговли, общественных организаций и др., т.е. в сфере взаимодействия населения со всеми социальными системами. Поэтому реализация Концепции невозможна без эффективного партнерства немедицинских и медицинских секторов, государственных и частных организаций, высших учебных заведений, научно-исследовательских учреждений, профессиональных научных сообществ, общественных организаций и всего населения. Однако инициаторами профилактических программ должны быть медицинские работники. Роль практического здравоохранения заключается в стимуляции других социальных систем и самого населения к включению в выработку здорового поведения, предотвращающего факторы риска развития заболеваний, создания социальной и физической среды, обеспечивающей здоровый образ жизни.

С этой целью следует создать при администрации Твери структурные подразделения, в функциональные обязанности которых должны войти:

- информирование властных структур и общества о ситуации с формированием здорового образа жизни населения, профилактикой неинфекционных заболеваний, травматизма;

- обеспечение взаимодействия с различными секторами и учреждениями общественного здоровья;

- организация, реализация в Твери федеральных, региональных и муниципальных программ формирования здорового образа и профилактики заболеваний;

- привлечение профессиональных, технических и финансовых ресурсов, а также населения для проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни, профилактики неинфекционных заболеваний и травматизма.

В данное структурное подразделение, помимо представителей секторов здравоохранения, образования, сельского хозяйства, транспорта и др. должны обязательно входить и службы Госсанэпиднадзора, в задачи которых входит предупреждение вредного влияния неблагоприятных условий труда, быта, факторов окружающей среды на здоровье населения, а также гигиеническое воспитание и образование населения.

С целью улучшения условий труда, снижения профессиональной и производственно-обусловленной заболеваемости необходимо продолжать проведение мониторинга условий труда и аттестации рабочих мест, а также совершенствовать систему медико-социальной и трудовой реабилитации, рационального решения вопросов трудоспособности. Предусмотреть возможность восстановления производственной гимнастики с учетом условий труда.

Одним из важных компонентов построения качественной медико-социальной помощи является создание недорогой и доступной системы мониторирования неинфекционных заболеваний, их факторов риска на основе регулярного опроса репрезентативной выборки жителей Твери и мониторинга дорожно-транспортного травматизма. Создание такой системы позволит информировать политиков, планировать их деятельность и оперативно управлять процессами формирования здоровья населения и профилактики. Необходимо обеспечить тесное взаимодействие системы здравоохранения и медицинской науки, проведение прикладных научных и эпидемиологических исследований в зависимости от потребностей здравоохранения и общества для создания методической базы, внедрения эффективных медико-профилактических технологий, а также подготовку специалистов, способных обеспечить внедрение научных достижений.

5.4. Подготовка кадров

Для реализации концепции необходимо достаточное количество подготовленных кадров в области укрепления здоровья и профилактики неинфекционных заболеваний в различных секторах:

- в административном секторе, где принимаются решения по вопросам укрепления здоровья населения и профилактики заболеваний;

- в медицинских службах;

- в средних и высших учебных медицинских заведениях;

- в различных других секторах (сфера образования, СМИ, сфера физкультуры и спорта, социальная и др.).

Для подготовки таких высококвалифицированных специалистов необходимо:

- совершенствовать систему подготовки кадров для профилактической работы с населением в образовательных учреждениях и учреждениях здравоохранения;

- создать систему непрерывного профессионального образования медицинских и немедицинских кадров по вопросам укрепления здоровья, профилактики неинфекционных заболеваний и травматизма с использованием инновационных методов обучения;

- обучать навыкам сотрудничества с различными секторами системы здравоохранения и другими, такими как образование, социальные службы, сельское хозяйство, охрана и правопорядок и др.;

- поддерживать дальнейшее развитие Школы общественного здоровья ТГМА, повышающей образование специалистов медицинского и немедицинского профиля в сфере укрепления здоровья профилактики, способных системно решать проблемы здоровья населения на основе современных принципов научной и экономической обоснованности;

- предусмотреть обучение медицинских и немедицинских работников по отдельным вопросам формирования здорового образа жизни и профилактики неинфекционных заболеваний в Центре медицинской профилактики и Тверской медицинской академии;

- создать систему квалифицированной экспертной оценки профилактических технологий и разработки рекомендаций по внедрению в Твери современных научно-обоснованных технологий.

5.5. Просвещение населения

Знания населения в области здорового образа жизни – важный фактор, от которого зависит активность населения в сохранении и укреплении здоровья. Однако одно лишь просвещение оказывает незначительное влияние на изменение поведения людей. Оно должно сопровождаться строгими законодательными мерами и усиленными мерами по исполнению.

Работа по просвещению населения Твери должна проводиться на всех уровнях: популяционном, групповом и индивидуальном с помощью информационных программ, специально адаптированных к различным возрастным группам населения с учетом их социально экономического и образовательного статуса. При этом необходимо популяризовать уклад и стиль жизни, способствующий сохранению и укреплению здоровья, формировать моду на здоровье, особенно среди подрастающего поколения, а также личную ответственность за свое собственное здоровье и за здоровье окружающих. Средства массой информации должны способствовать выработке у людей здоровых привычек питания, физической активности, пропагандировать позитивные социальные нормы, отказ от курения, злоупотребления алкоголем и др.

Для просвещения населения Твери требуется предпринять следующее:

- разработать и реализовать систему финансирования из различных источников всех просветительных мероприятий по формированию у жителей здорового образа жизни профилактики неинфекционных заболеваний и травматизма;

- разработать, осуществлять и оценивать эффективные долгосрочные программы образования населения по здоровому образу жизни, профилактике неинфекционных заболеваний и травматизма;

- информировать властные структуры, а также население о необходимости таких программ и оценивать их по промежуточным и конечным результатам;

- совершенствовать обучение населения здоровому образу жизни, профилактике неинфекционных заболеваний и травматизма, особенно детей, подростков, молодежи через внедрение образовательных программ в учреждениях дошкольного, среднего и высшего образования;

- развивать сеть кабинетов здоровья в образовательных учреждениях, координирующих деятельность по формированию здорового образа жизни у учащихся и родителей, оказывать им межсекторальную научно-методическую поддержку;

- вовлекать в образовательные программы все возрастные группы населения с особым акцентом на создания групп взаимопомощи или использования уже существующих групп, которые позволяли бы людям обсуждать их проблемы (например, занятие спортом, школы больных артериальной гипертонией, сахарным диабетом, коронарный клуб), развивать в регионе сеть школ здоровья;

- привлекать молодежь в планирование, внедрение и оценку оздоровительных профилактических мероприятий, развивать молодежное волонтерское движение;

- активизировать работу средств массой информации по информированию населения о здоровом образе жизни, причинах неинфекционных заболеваний и травматизма, используя соответствующие научные разработки и оценочные технологии для оценки эффективности работы средств массовой информации;

- обеспечить доступ населения к качественным информационным и образовательным материалам, включая рекламу и пропаганду основ здорового образа жизни и профилактики в средствах массовой информации и общественных местах.

- обучать работников средств массовой информации на специальных модульных курсах Школы общественного здоровья Тверской медицинской академии, Центре медицинской профилактики, Центре здоровья с целью подачи научно-обоснованной доказательной информации о здоровом образе жизни, профилактике неинфекционных заболеваний и травматизма;

- создать экспертный Совет с целью представления средствам массовой информации научно-обоснованной информации о здоровом образе жизни, причинах неинфекционных заболеваний и травматизма;

- привлекать различные общественные организации к образовательной работе по укреплению здоровья, профилактики неинфекционных заболеваний и травматизма;

- использовать различные формы подачи информации: круглые столы, научно-практические конференции, дни здоровья, дни отказа от табака и др., интеллектуальные и физкультурные соревнования, конкурсы СМИ по пропаганде здорового образа жизни и социальной рекламы, компании по здоровому образу жизни для создания образовательного пространства по проблемам здорового образа жизни, профилактики неинфекционных заболеваний и травматизма. Каналы подачи информации: радио, телевидение, периодическая печать, Интернет;

- создавать альтернативные мероприятия, поддерживающие стремление людей к позитивным изменениям в их образе жизни.

5.6. Развитие международного сотрудничества

Развитие международного сотрудничества в рамках Концепции должно способствовать:

- привлечению дополнительных инвестиций для реализации Концепции;

- обмену опытом, проведению совместных научных исследований по формированию здорового образа жизни и профилактике неинфекционных заболеваний;

- подготовке квалифицированных специалистов (экспертов) для работы по укреплению здоровья населения, профилактики неинфекционных заболеваний и травматизма, обмену специалистами;

- разработке международных стандартов мониторирования факторов риска неинфекционных заболеваний и травматизма.

6. Механизмы реализации Концепции

Реализацию Концепции формирования здорового образа жизни, профилактики неинфекционных заболеваний и травматизма предполагается осуществлять следующим путем:

- строгого соблюдения существующего законодательства Российской Федерации в сфере укрепления здоровья и профилактики заболеваний, дальнейшего совершенствования законодательной и нормативно-правовой базы в Твери по формированию здорового образа жизни, профилактике неинфекционных заболеваний и травматизма;

- учета поставленных задач укрепления здоровья, профилактики неинфекционных заболеваний и травматизма при формировании бюджета Твери, бюджетов внебюджетных фондов, концентрации финансовых и материальных ресурсов, привлечения дополнительных внебюджетных средств на эти цели;

- методического обеспечения деятельности органов власти Твери и органов местного самоуправления муниципальных образований, направленных на управление здоровьем населения и на контроль неинфекционных заболеваний и травматизма;

- создания в Твери информационной системы постоянного мониторинга поведенческих факторов риска развития и прогрессирования неинфекционных заболеваний, травматизма, а также параметров, характеризующих здоровье населения Твери, и корректировке на их основе конкретных оздоровительных мер;

- совершенствования системы подготовки кадров в образовательных учреждениях и учреждениях здравоохранения для профилактической работы с населением, развитие системы непрерывного образования;

- усиления финансирования профилактических программ в области здравоохранения с особым упором на образовательные программы и пропаганду здорового образа жизни через средства массовой информации;

7 .Этапы реализации Концепции

Реализация Концепции на период до 2025 года планируется осуществляться в три этапа.

На первом этапе (2011-2014 годы) будет создана межсекторальная межведомственная комиссия при Администрации Твери, которая разработает региональную политику в области формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний и травматизма. Будет разработана и внедрена в Твери система мониторирования поведенческих привычек населения, а также мониторинга травматизма, система оценки здоровья и базовых индикативных показателей (потенциал общественного здоровья, индекс здорового образа жизни). Начнется расширение и усиление профилактической инфраструктуры формирования здорового образа жизни и профилактики в Твери. Предполагается наращивание объема финансирования на борьбу с вредными привычками (курением, злоупотреблением алкоголем, нездоровым питанием, гиподинамией), на основе стандартов и с учетом групп риска. Начнется совершенствование системы медико-гигиенического образования населения в сфере формирования здорового образа жизни, профилактики неинфекционных заболеваний и травматизма, что приведет уже на первом этапе реализации Концепции к повышению информированности и образованности жителей региона. К 2016 году планируется уменьшение распространенности курения среди мужчин на 5%. Начнется разработка и внедрение инновационной системы непрерывного образования специалистов различных секторов в области здорового образа жизни, профилактики неинфекционных заболеваний и травматизма. Будет налаживаться международное сотрудничество в рамках реализации Концепции.

На втором этапе (2016-2019 годы) будет продолжение осуществления целей и задач Концепции, реализация межведомственной Стратегической программы укрепления здоровья, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний и травматизма. Основной акцент будет сделан на внедрение подпрограмм формирования здорового образа жизни, снижение распространенности неинфекционных заболеваний и травматизма. Будет решена проблема нехватки высококвалифицированных кадров путем создания и реализации инновационной системы непрерывной подготовки кадров для осуществления оздоровительной работы с населением. Планируется постепенное увеличение в Твери потенциала общественного здоровья и индекса здорового образа жизни, снижение потребления табака и алкоголя в 15,-2 раза. Предполагается увеличить показатель ожидаемой продолжительности жизни до 70 лет и на треть снизить уровень смертности.

На третьем этапе (2020-2025 годы) на основе мониторирования и оценки результатов Концепции и Стратегической программы на ситуацию с состоянием здоровья жителей Твери проводить мероприятия по упреждающему реагированию на возможные изменения медико-социальной ситуации в городе.

К 2025 году предполагается увеличить в Твери ожидаемую продолжительность жизни до 75 лет, снизить смертность в 1,6 раза.







RSS Новости в формате RSS