Официальный сайт Тверской городской Думы

Тверская городская Дума Глава Города Твери

Сегодня

Календарь событий

Предыдущий месяц Июнь 2022 Следующий месяц

Личный кабинет депутата

Полезная информация



Легендарный летчик

25.02.2014

В нашем городе, в поселке Мигалово параллельно Волге идет улица, носящая имя легендарного летчика, Героя Советского Союза Михаи́ла Миха́йловича Гро́мова. В Советском Союзе его называли «Летчик № 1». Михаи́л Миха́йлович родился 24 февраля 1899. В годовщину его рождения хочется напомнить тверитянам вехи его героической жизни. По мнению председателя депутатской группы «Связь поколений» Сергея Мамонова информация о земляках- героях поможет горожанам не быть «иванами, не помнящими родства».

громов на сайт.jpgМихаил Михайлович Громов родился 12 (24) февраля 1899 года в Твери. Детство и юность провёл в Калуге, Ржеве, в военном городке Мыза-Раёво под Москвой..

Михаил Громов имел как дворянские, так и крестьянские корни. Отец, Михаил Константинович Громов, происходил из семьи дворянской интеллигенции. После гимназии он поступил на медицинский факультет Московского университета и далее служил военным врачом. Мать, Любовь Игнатьевна, происходила из малограмотной крестьянской семьи, когда подросла, то убежала из дому в Петербург, чтобы получить образование. Там она окончила акушерские курсы, вернулась в Тверь и повстречалась с Михаилом Константиновичем Громовым. Вскоре они тайно обвенчались. Брак их был «неравным», и родные вынуждены были этот брак отвергнуть.

В своих мемуарах Михаил Михайлович с благодарностью вспоминает о своем детстве, проведенном в Твери: «исключительную роль в моём воспитании сыграла предоставленные мне родителями, особенно отцом, свобода и самостоятельность, а это, несомненно, способствовало развитию творчества, инициативы и потребности к работе. Вспоминаю, что поощрение отцом разносторонности и многообразия физических увлечений и упражнений не могло не развить нужное, а может и одно из главных для моей будущей профессии, качество — способность к быстрому освоению координации движений (действий) и быстроту реакции. … Именно от этого и зависело моё быстрое и успешное освоение полётов.

После Тверского реального училища основное среднее образование Михаил Михайлович получил в Москве, куда переехала семья Громовых. В 14 лет Михаил увлекся авиамоделированием, услышав рассказы о полетах на Ходынском поле. Михаил успешно сдал экзамены в Императорское Высшее Техническое Училище (ИВТУ) (ныне — Московское высшее техническое училище.) Именно здесь, увидев объявление: «Набираются охотники на теоретические курсы авиации профессора Н.Е.Жуковского. Курсы шестимесячные. Образование требуется не ниже среднего», Михаил Михайлович принял решение стать летчиком. После окончания курсов, получив звание прапорщика, Михаил Михайлович был направлен в Московскую летную школу.

Во время гражданской войны Михаил Михайлович сражался на стороне Красной армии и обучал полетам курсантов в летной школе.

Весной 1923 года Михаила Михайловича направили в город Серпухов для обучения и экстренного выпуска нескольких групп учлётов.

Поразительная дисциплинированность и целеустремленность позволили ему выкраивать время и на серьезные занятия спортом. Занимался бегом и гимнастикой, будучи среди первых спортсменов-тяжелоатлетов в Красной Армии, а в 1923 году стал чемпионом СССР по тяжёлой атлетике.

С июня 1924 года М.М. Громов служил лётчиком-испытателем Научно-опытного аэродрома Научно-исследовательского института Военно- воздушных сил. НОА выполнял функции контрольного органа при оценке свойств самолетов. В НОА во второй половине 20-х гг. Михаил Михайлович поднял в небо и провел испытания многих самолётов, участвовал в разработке методики слепых и ночных полетов. Он испытал практически все самолеты, созданные в Центральном аэрогидродинамическом институте под руководством Туполева.

С 10.06.1925 по 13.07.1925 гг. на самолёте Р-1 Михаил Громов с бортмехаником Е.В. Радзевичем участвовал в групповом дальнем перелёте Москва – Казань – Сарапул – Курган – Новосибирск – Красноярск – Нижнеудинск – Иркутск – Верхнеудинск – Улан-Батор – Мяотань – Пекин, преодолев 6476 км за 52 лётных часа.

С 30.08.1925 по 2.09.1925 гг. на самолёте Р-1 с бортмехаником Радзевичем Михаил Михайлович участвовал в групповом дальнем перелёте Пекин – Мукден – Сеул – Тайкю – Хиросима – Окаяма – Токоросава (аэродром в 30 км от Токио).

С 31.08.1926 по 2.09.1926 гг. на цельнометаллическом самолёте АНТ-3 «Пролетарий» М.М. Громов с бортмехаником Радзевичем совершил дальний перелёт по замкнутому маршруту Москва – Кёнигсберг – Берлин – Париж – Рим – Вена – Варшава – Москва, преодолев 7150 км за 34 часа 15 минут лётного времени.
10-12 сентября 1934 года на самолёте АНТ-25 (второй пилот — А. И. Филин, штурман — И. Т. Спирин) совершил рекордный по дальности и продолжительности перелёт по замкнутому маршруту — 12 411 км за 75 часов.За мужество и героизм, проявленные при выполнении этого перелёта, лётчику-испытателю Громову Михаилу Михайловичу 28 сентября 1934 года присвоено звание Героя Советского Союза .

В 1937 году на АНТ-25-1 второй пилот — А. Б. Юмашев, штурман — С. А. Данилин) Громов совершил беспосадочный перелёт Москва — Северный полюс — Сан-Хасинто (США), установив два мировых авиационных рекорда дальности полёта. За этот перелёт Громов М. М. был награждён орденом Ленина. Международная авиационная федерация (ФАИ) наградила пилотов и штурмана медалью Анри де Лаво.

В 1937 г . высшая аттестационная комиссия присвоила Громову ученое звание профессор по технической эксплуатации самолетов и моторов.

С марта 1941 г. М.М.Громов стал начальником Лётно-исследовательского института Наркомавиапрома.

Михаил Михайлович Громов с декабря 1941 года участвовал в Великой Отечественной войне - командовал 31-й авиадивизией Калининского фронта.

В середине февраля 1942 года М.М.Громов был назначен командующим ВВС Калининского фронта.

В марте летчики Калининского фронта и общевойсковых армий совершили 6978 самолето-вылетов, провели 203 воздушных боя, сбили в воздухе и уничтожили на аэродромах 220 самолетов противника.

С мая 1942 по май 1943 гг. генерал-майор авиации М.М.Громов командовал 3-й воздушной армией.

С мая 1943 года Михаил Михайлович Громов - командующий 1-й Воздушной армией. Армия под его командованием в составе Западного и 3-го Белорусского фронтов участвовала в Орловской, Спас-Деменской и Смоленской операциях, наносила удары по железнодорожным узлам на Витебском и Оршанском направлениях.

В составе армии воевал авиаполк «Нормандия». Французское правительство, отмечая заслуги Громова на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками, наградило его командорским орденом Почетного легиона.

С июня 1944 года Михаил Михайлович Громов - начальник Главного управления боевой подготовки фронтовой авиации ВВС. Ему было поручено принять экстренные меры по предотвращению авиакатастроф американских истребителей «аэрокобра». Летчики погибали, попав в перевернутый штопор. Громов собрал в НИИ ВВС инспекторов по технике пилотирования всех авиаполков, оснащенных «аэрокобрами», и провел тщательный инструктаж. Проблема была решена.

19 августа 1944 года М.М.Громову было присвоено воинское звание генерал-полковник авиации.

Профессионализм, мастерство, талант организатора и руководителя были востребованы и в послевоенное время.

Умер Михаил Михайлович Громов 22 января 1985 года. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.



RSS Новости в формате RSS