Заключение по итогам проведения Тверской городской Думой публичных слушаний по проекту решения Тверской городской Думы «О принятии Устава города Твери», принятому в первом чтении решением Тверской городской Думы от 15.11.2018 №279
04.12.2018
Участниками публичных слушаний отмечено следующее.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 22 Устава города Твери публичные слушания по проекту решения Тверской городской Думы «О принятии Устава города Твери» назначены решением Тверской городской Думы от 15.11.2018 № 281. Решение Тверской городской Думы от 15.11.2018 № 279 «О проекте решения Тверской городской Думы «О принятии Устава города Твери» (далее – проект Устава) и решение Тверской городской Думы от 15.11.2018 № 281 «О проведении публичных слушаний», а также Порядок учета и рассмотрения предложений по проекту решения Тверской городской Думы «О принятии Устава города Твери», принятому в первом чтении решением Тверской городской Думы от 15.11.2018 № 279, и участия граждан в его обсуждении опубликованы 20 ноября 2018 года в газете «Вся Тверь» № 92 (1062), а также размещены на официальных сайтах Тверской городской Думы и администрации города Твери в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Публичные слушания проведены в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», решением Тверской городской Думы от 14.09.2006 № 182 «О публичных слушаниях в городе Твери».
Участникам публичных слушаний был представлен доклад заместителя начальника правового управления администрации города Твери Воронцовой А.А., в котором отражены мотивы принятия нового Устава города Твери.
Руководствуясь статьей 81 Устава города Твери, Глава города Твери инициирует принятие нового Устава города Твери. Инициатива обусловлена приведением Устава города Твери в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации, логикой и структурой Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В действующей редакции Устава города Твери полномочия администрации города Твери сгруппированы по сферам:
1) бюджета и финансов;
2) владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Твери;
3) экономического развития, содействия развитию малого и среднего предпринимательства;
4) использования земли, других природных ресурсов и охраны окружающей среды;
5) строительства и транспорта;
6) жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики;
7) образования, создания условий для оказания медицинской помощи населению, социального обеспечения, культуры, физической культуры и массового спорта;
8) сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия, развития культуры, местных традиций и обычаев;
9) обеспечения законности, правопорядка, обороны, охраны прав и свобод граждан, участия в профилактике терроризма и экстремизма, участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в городе Твери.
Группировка полномочий местных администраций по сферам была характерна для Закона Российской Федерации от 06.07.1991 № 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации», утратившего силу в связи с принятием Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не классифицирует по сферам правовых отношений ни вопросы местного значения муниципальных образований, ни полномочия местных администраций. Группирование полномочий по сферам не имеет практического применения в работе администрации города Твери и не отражается в структуре администрации города Твери.
Кроме того, статьи 43-51 Устава города Твери, регламентирующие полномочия администрации города Твери, требуют существенной доработки в связи с изменением отраслевого законодательства. Так, например, в подпункте 3 статьи 48 Устава города Твери в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации слова «, нуждающихся в улучшении жилищных условий» необходимо заменить словами «в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма»; полномочия, предусмотренные подпунктами 4 и 9 статьи 48 Устава города Твери, дублируют статью 3 Закона Российской Федерации от 24.12.1992 № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики», утратившего силу с 1 марта 2005 года в связи с введением в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и другие.
В проекте Устава города Твери учтены вступившие в силу изменения в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», внесенные Федеральным законом от 29.07.2018 № 244-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части права органов местного самоуправления городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района на осуществление мероприятий по защите прав потребителей» и Федеральным законом от 03.08.2018 № 340-Ф3 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В проект Устава города Твери включены положения, касающиеся официального сайта муниципального образования «город Тверь», а также положения, касающиеся опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, посредством использования сетевого издания
«газета-вся-тверь.рф» (зарегистрировано 24.07.2018, свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-73363).
Приведение действующего Устава города Твери в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации, логикой и структурой Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» требует масштабного изменения структуры действующего Устава города Твери, а фактически – изложения Устава города Твери в новой редакции. Поскольку часть 10 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (введена Федеральным законом от 18.07.2017 № 171-ФЗ) запрещает изложение устава муниципального образования в новой редакции муниципальным правовым актом о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, предлагается принять новый Устав города Твери, а ранее действующий Устав города Твери и муниципальные правовые акты о внесении в него изменений и дополнений признать утратившими силу.
Проект Устава города Твери не содержит изменений и дополнений, изменяющих структуру органов местного самоуправления города Твери, разграничение полномочий между органами местного самоуправления города Твери.
На публичных слушаниях выступили жители города Твери Волков П.И., Ломаченко А.П., Сурова С.А. и внесли следующие предложения:
- о необходимости внесения в проект Устава норм, дающих возможность использования в качестве официального источника опубликования правовых актов сетевого издания наравне с печатным изданием, где создание такого официального электронного ресурса – полномочие администрации города Твери;
- об уточнении норм в проекте Устава, касающихся муниципального контроля, а именно «Органы местного самоуправления города Твери организует муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами Тверской области»;
- о внесении нормы в проект Устава, регламентирующей порядок проведения публичных слушаний, которая бы предусматривала конкретные места для размещения информации о проводимых публичных слушаниях, кроме газеты «Вся Тверь» и сайта администрации города Твери, например: информационные щиты домов и остановочные комплексы. Данное размещение возможно производить привлекая ТОСы, Управляющие компании, общественные организации;
- о целесообразности изложения пункта 7 статьи 34 проекта Устава в следующей редакции: «При осуществлении своих полномочий депутат Тверской городской Думы пользуется правом первоочередного приема должностными лицами органов местного самоуправления города Твери, руководителями и уполномоченными ими должностными лицами исполнительных органов государственной власти Тверской области, а также должностными лицами предприятий, учреждений и организации муниципальной формы собственности.»;
- о рассмотрении (перерассмотрении) вопросов о переименовании улиц, площадей города Твери и в связи с принятием нового Устава города Твери при необходимости внести изменения в соответствующие правовые акты, имеющих отношение к нормам проекта Устава.
Поступившие предложения отражены в протоколе публичных слушаний и материалах, прилагаемых к нему.
Заслушав и обсудив доклады по проекту Устава, в соответствии с решением Тверской городской Думы от 14.09.2006 № 182 «О публичных слушаниях в городе Твери», участники публичных слушаний предложили:
1. Считать состоявшимися публичные слушания по проекту Устава.
2. Направить в постоянный комитет Тверской городской Думы по вопросам местного самоуправления и регламенту предложения, поступившие в ходе публичных слушаний, для учета их при рассмотрении Тверской городской Думой проекта решения Тверской городской Думы «О принятии Устава города Твери».
3. Опубликовать настоящее заключение в средствах массовой информации.
Ведущий публичных слушаний – председатель постоянного комитета Тверской городской Думы по вопросам местного самоуправления и регламенту С.М. Аксенов