Официальный сайт Тверской городской Думы

Тверская городская Дума Глава Города Твери

Сегодня

Календарь событий

Предыдущий месяц Апрель 2024 Следующий месяц

Личный кабинет депутата

Полезная информация

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОТЧЕТ

о результатах проверки эффективности применения законодательства и муниципальных правовых актов в части стимулирования по оплате труда работников муниципальных предприятий за 2009 - 2010 годы

Настоящий отчет подготовлен во исполнение статьи 15 Положения о контрольно-счетной палате Тверской городской Думы (далее КСП).

Проверка осуществлялась в соответствии с планом работы КСП на 2010 год, утвержденным решением Тверской городской Думы от 18.12.2009 № 290 (330) (п. 2.2.10. раздела 2.2.).

Объекты проверки:

- муниципальные унитарные предприятия г. Твери (далее муниципальные предприятия, МУП):

· МУП «Горэлектротранспорт»;

· МУП «ПАТП-1»;

· МУП «Тверьгорэлектро»;

· МУП «Тверьспецавтохозяйство»;

· МУП «Тверьритуалсервис»;

· МУП «Тверь-Общежития»;

· МУП «Аптека № 1»;

· МУП «Тверь-банно-прачечное хозяйство»;

· МУП «ТДЕЗ»;

· МУП «УИК универмага «Тверь»;

· МУП «Косметологическая лечебница»;

· МУП «Горсад»;

· МУП «Горпроект»;

· МУП «Тверькомнедвижимость»;

· МУП «Тверьстройзаказчик»;

· МУП «Сахарово»;

· МУП «Кадастровый центр Твери»;

- департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери;

- департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Твери.

По результатам проверки составлено 5 актов, с которыми ознакомлены руководители проверяемых предприятий.

В ходе проверки установлено:

Система оплаты и стимулирования труда работников муниципальных предприятий в проверяемом периоде регулировалась принятыми уставами, коллективными договорами, положениями и распоряжениями, устанавливающими порядок оплаты и стимулирования труда.

Анализ указанных локальных нормативных актов МУП на предмет их соответствия требованиям федерального законодательства и муниципальных правовых актов и оценка эффективности их применения в муниципальных предприятиях показал наличие как положительных, так и отрицательных результатов проводимых мероприятий.

1. Согласно п. 5.2. уставов муниципальных предприятий,оплата труда работников должна осуществляться в соответствии с действующим законодательством, условиями коллективного договора и индивидуальными трудовыми договорами.

Однако, в проверяемом периоде указанное требование устава выполнялось не всеми муниципальными предприятиями. Коллективный договор не был заключен в следующих МУП:

- «ПАТП-1»,

- «Аптека №1»,

- «Тверькомнедвижимость»,

- «Тверьстройзаказчик»,

- «Сахарово».

Заключение коллективного договора действующим законодательством не носит обязательного характера. Однако, пункт 5.2. уставов муниципальных предприятий имеет ссылку на коллективный договор. Исходя из этого, КСП считает, что коллективный договор, заключенный в соответствии с нормами Трудового кодекса РФ, - принципиальный документ в структуре локальных нормативных актов МУП. Этот документ позволяет определить, создана ли на предприятии документированная система трудовых отношений или нет.

Отсутствие коллективного договора с приложенными к нему положениями об оплате и стимулировании труда позволяет полагать, что в указанных МУП нет задокументированной системы трудовых отношений, предусмотренных их уставами, что ограничивает права работников на публичность партнерства с работодателем, согласование локальных нормативных актов предприятия.

2. В МУП «Горпроект», «Горсад», «Тверьритуалсервис» и «ТДЕЗ» положения об оплате и стимулировании труда не являются неотъемлемыми приложениями к принятому коллективному договору, утверждены работодателем в одностороннем порядке.

Поскольку локальные нормативные акты предприятия, действующие в его пределах, содержат нормы трудового права и не являются распорядительной документацией, целесообразнее было бы упомянуть их в коллективном договоре, при его наличии, также они должны быть согласованы не только руководством, но и трудовым коллективом.

Подобная практика принятия не согласованных коллективом или его представителями локальных нормативных актов МУП, содержащих нормы трудового права, делает систему стимулирования трудовой активности работников в указанных предприятиях малоэффективной, поскольку у работников отсутствует понятная и подробная информация о порядке и условиях их премирования.

3. В нарушение требований пп. «м» п. 2.2. устава МУП «Горэлектротранспорт» на предприятии применялась тарифная ставка рабочего 1 разряда основной профессии в размере 3 100 руб., которая не согласована учредителем (департаментом управления имуществом и земельными ресурсами администрации г. Твери). Руководителем МУП «Горэлектротранспорт» нарушено требование пп. 1.4.12 п. 1.4. его трудового договора, согласно которому он обязан обеспечить соблюдение устава предприятия.

4. Уставами МУП «Горпроект» и МУП «Кадастровый Центр Твери» требование о согласовании тарифной ставки рабочего 1 разряда учредителем, не предусмотрено. Оплата труда производилась на основании окладов, установленных в штатном расписании.

5. В нарушение ст. 143 Трудового кодекса РФ в МУП «Тверь-БПХ», «Тверьспцавтохозяйство», «Аптека №1», «Горпроект», «Горсад», «Кадастровый Центр Твери», «Косметологическая лечебница», «Сахарово», «Тверькомнедвижимость», «Тверьритуалсервис», «Тверь-Общежития», «ТДЕЗ» использование тарифной системы оплаты труда в части присвоения тарифных коэффициентов применительно к должностям работников производилось только на основании штатного расписания предприятия. Локальные нормативные акты, устанавливающие порядок присвоения и изменения тарифных коэффициентов, в указанных муниципальных предприятиях не принимались.

6. В нарушение требований коллективного договора руководитель МУП «Горэлектротранспорт» в одностороннем порядке (приказ от 31.08.2010 № 405/1-пр)) изменил тарифные коэффициенты для руководителей, специалистов и служащих, без согласования с представителями трудового коллектива предприятия.

7. В нарушение требований Соглашения о минимальной заработной плате в Тверской области от 13.09.2010 в муниципальных унитарных предприятиях («Горэлектротранспорт», «ПАТП-1», «Тверьгорэлектро», «Тверьритуалсервис», «Тверь-Общежития», «Аптека № 1», «Тверь-БПХ», «Горсад», «Тверьстройзаказчик», «Кадастровый Центр Твери») производилась оплата труда отдельных работников, относящихся к категории младшего обслуживающего персонала, из расчета ниже региональной величины минимальной заработной платы - 5 700 руб. в месяц, пропорционально фактически отработанному рабочему времени.

Столь большое количество МУП, в которых не соблюдался минимальный размер оплаты труда, свидетельствует о том, что Тверским областным объединением работодателей недостаточно организована работа по доведению информации до предприятий о принятии региональных нормативных актов, регулирующих социально-трудовые отношения.

8. Показатели текущего премирования за производственные результаты не ориентированы на конкретные значения, имеют общий характер, что ослабляет личную заинтересованность работников в достижении положительных результатов собственного труда и лишает их возможности контролировать своевременность и обязательность таких стимулирующих выплат (МУП «Тверьспецавтохозяйство», «ТДЕЗ», «Горэлектротранспорт», «ПАТП-1», «Тверькомнедвижимость», «Тверьритуалсервис», «УИК универмага «Тверь», «Горсад», «Тверьстройзаказчик», «КЦТ»).

В некоторых случаях премирование поставлено исключительно в зависимость от мнения отдельных должностных лиц (директора, руководителей структурных подразделений предприятия), производится по их усмотрению (МУП «ПАТП-1», «Аптека № 1», «Горсад», «Горпроект», «Тверькомнедвижимость», «Кадастровый Центр Твери», «ТДЕЗ»), что также лишает возможности работников контролировать своевременность и обязательность стимулирующих выплат.

9. В нарушение требований коллективного договора руководителем МУП «Горэлектротранспорт» в основном, для работников административно-управленческого персонала предприятия установлены персональные надбавки (приказы от 28.01.2009 № 27-пр, 03.09.2009 № 472-пр, 30.07.2010 № 350/1-пр, 08.06.2010 № 252-пр, 15.06.2010 № 260/1-пр и др.). В указанных приказах отсутствует основание для установления таких надбавок. Кроме того, установление персональных надбавок на предприятии коллективным договором и локальными нормативными актами не предусмотрено.

Департамент по управлению имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери, как учредитель МУП «Горэлектротранспорт», не обеспечил контроль за расходованием средств на оплату труда в части выплаты персональных надбавок, не предусмотренных локальными нормативными актами предприятия.

10. В нарушение требований п. 5.3. уставов муниципальных предприятий города Твери в МУП «Горэлектротранспорт», «ПАТП-1», «Тверь-БПХ», «Сахарово», «Тверь-Общежития», «ТДЕЗ» фонд материального поощрения и социального развития в проверяемом периоде сформирован не был, в основном, по причине убыточности этих предприятий, в результате, выплаты социального характера, оказание материальной помощи в нарушение действующего требования устава производились за счет текущих расходов.

Руководители указанных МУП, не выполняя данное требование устава в силу убыточности предприятий, не уведомили об этом учредителя для исправления ситуации.

Департамент по управлению имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери не обеспечил надлежащий контроль за выполнением требования уставов МУП в части наличия источника средств для социальных выплат.

11. В проверенных муниципальных предприятиях города Твери социальные льготы для работников в виде добровольного медицинского и дополнительного пенсионного страхования не применялись.

12. Анализ соотношения среднемесячного дохода работников различных категорий персонала МУП представлен Диаграммой 1.

· Самый высокий среднемесячный доход в 2010 году из всех руководителей МУП был получен руководителем МУП «ПАТП-1», который превышает в 6,5 раз среднемесячный доход работника его основного производственного персонала. Столь высокий коэффициент явно не способствует росту вклада в деятельность предприятия основного производственного персонала. Кроме того, в МУП «ПАТП-1» по состоянию на 30.09.2010 результатом финансово-хозяйственной деятельности являлся убыток в размере 28 043 тыс. руб. и, соответственно, отчислений от прибыли в бюджет города Твери не было.

Среднесписочная численность работников в МУП «ПАТП-1» за 9 мес. 2010 года составила 374 чел. и не является одной из самой высоких среди муниципальных предприятий г. Твери.

· Самым низким по величине среднемесячный доход в 2010 году был получен руководителем МУП «Тверь - банно-прачечное хозяйство». Среднесписочная численность персонала этого предприятия за 9 мес. 2010 г. составила 71 чел., по состоянию на 30.09.2010 предприятие является убыточным. Коэффициент превышения среднего дохода руководителя МУП «Тверь-БПХ» над средним доходом работника его основного производственного персонала составил 4,3 раза.

В связи с прекращением с 23.07.2010 действия Положения о муниципальном унитарном предприятии, утвержденного решением Тверской городской Думы от 24.04.2001 № 59, администрацией города Твери не разработан и не утвержден в установленном порядке нормативный правовой акт, определяющий порядок установления должностных окладов руководителей МУП.

· Среднемесячный доход работника основного производственного персонала (далее ОПП) в 2010 году в МУП «Тверь - банно-прачечное хозяйство» составил 8,8 тыс. руб. (самый низкий доход ОПП среди МУП г. Твери). Доля стимулирующих выплат в среднемесячном доходе работников ОПП на данном предприятии также является одной из самых низких и не превышает 10 %.

· Среднемесячный доход работника ОПП в 2010 году в МУП «Горпроект» составил 39 тыс. руб. (самый высокий доход ОПП среди МУП г. Твери). Однако, доля стимулирующих выплат в среднемесячном доходе работников ОПП на данном предприятии является одной из самых низких и не превышает 11 %.

Такая ситуация обусловлена тем, что выплата окладной (постоянной) части заработной платы в МУП «Гопроект» производилась на основании штатного расписания, при этом согласования тарифной ставки рабочего 1 разряда с учредителем предприятия уставом не было предусмотрено. Объективность присвоения должностных окладов работникам в МУП «Горпроект» по его штатному расписанию учредителем не проверена.

· Среднемесячный доход работника ОПП в 2010 году в МУП «ТДЕЗ» составил 23,77 тыс. руб. (второй по величине среди доходов ОПП МУП г. Твери). Доля стимулирующих выплат в среднемесячном доходе работников ОПП на данном предприятии также является одной из самых высоких и достигает 52 %, что обусловлено не только ежемесячными премиальными выплатами, но и премиями за выполнение особых производственных поручений, а также индивидуальными надбавками за стаж работы на предприятии и оказанием материальной помощи к отпуску и праздникам.

· Высокая доля стимулирующих выплат в доходе работника ОПП принадлежит также МУП «Кадастровый Центр Твери» - 54 %, что обусловлено не только премиальными выплатами за месяц, но и по итогам работы за год, а также индивидуальными надбавками за стаж работы на предприятии и квалификацию.

Диаграмма.jpg

Диаграмма 1


13. В нарушение п.п. 4.11, 4.12 Положения о муниципальном унитарном предприятии, утвержденного решением Тверской городской Думы от 24.04.2001 № 59, руководитель МУП «ТДЕЗ» в 2010 году помимо квартальных премий, предусмотренных его трудовым договором с учредителем, получил также ежемесячные премии в общей сумме 73,4 тыс. руб., которые не были предусмотрены трудовым договором.

Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Твери не обеспечил надлежащий контроль за соблюдением указанного Положения о муниципальном унитарном предприятии в части данных выплат в 2010 году руководителю МУП «ТДЕЗ».

14. Департамент по управлению имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери не обеспечил надлежащий контроль за редакцией уставов МУП в целях единства предъявляемых к ним требований по согласованию тарифной ставки рабочего 1 разряда основной профессии.

Предложения КСП

В целях устранения выявленных проверкой недостатков, КСП считает целесообразным:

1. Администрации города Твери обратить внимание на отсутствие надлежащего контроля со стороны департамента по управлению имуществом и земельными ресурсами и департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Твери за соблюдением муниципальными унитарными предприятиями города Твери требований уставов и трудового законодательства в части оплаты труда работников предприятий.

В целях упорядочивания системы оплаты труда руководителей муниципальных предприятий предложить администрации города Твери разработать и утвердить в установленном порядке нормативный правовой акт, определяющий порядок установления должностных окладов руководителей МУП.

2. Департаменту по управлению имуществом и земельными ресурсами и департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации города Твери:

- в целях единства требований учредителя к муниципальным предприятиям в части согласования с ним тарифной ставки рабочего 1 разряда основной профессии предприятия, провести инвентаризацию редакций уставов МУП на наличие в них данного требования, в случае необходимости, внести в установленном порядке соответствующие дополнения. Обеспечить согласование указанной тарифной ставки рабочего 1 разряда основной профессии для всех муниципальных предприятий города Твери;

- принять меры по выполнению муниципальными предприятиями требований п. 5.2. их уставов в части наличия коллективного договора, либо внести соответствующие изменения в уставы;

- обеспечить контроль за выполнением требований трудового законодательства - соответствием размера тарифных коэффициентов, применяемых в штатном расписании муниципальных предприятий, тем значениям, которые предусмотрены коллективным договором или другими локальными нормативными актами МУП, а также соблюдением размера региональной минимальной заработной платы;

- принять меры по недопущению в муниципальных предприятиях экономически необоснованных расходов - выплат персональных надбавок, не предусмотренных коллективным договором и другими локальными нормативными актами предприятий;

- оценить возможность выполнения муниципальными предприятиями требования п. 5.3 их уставов в части выплат социального характера из фонда материального поощрения и социального развития, образованного за счет прибыли, по причине убыточности отдельных, и, в случае необходимости, внести в установленном порядке соответствующие изменения в уставы МУП;

- представить в КСП информацию об устранении нарушения требования Положения о муниципальном унитарном предприятии, утвержденного решением Тверской городской Думы от 24.04.2001 № 59, в части ежемесячного премирования руководителя МУП «ТДЕЗ», не предусмотренного трудовым договором;

- рассмотреть вопрос о стимулирующих выплатах и их размере руководителя МУП «ПАТП-1», принимая во внимание значительный коэффициент превышения его среднего дохода над средним доходом работников основного производственного персонала и убыточность предприятия, а также руководителя МУП «Косметологическая лечебница» (с учетом рентабельности данного предприятия);

- принять меры по повышению эффективности труда работников муниципальных предприятий путем совершенствования механизма стимулирования труда с учетом замечаний и рекомендаций, отраженных в настоящем отчете;

- рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности лиц за нарушения, установленные в ходе проверки КСП.

3. Направить в Тверское областное объединение работодателей письмо о необходимости более широкого и оперативного информирования предприятий о принятии региональных нормативных актов, регулирующих социально-трудовые отношения.

4. Направить настоящий отчет Главе города Твери и в Тверскую городскую Думу.

5. Направить представления в администрацию города Твери с целью принятия конкретных мер, направленных на устранение нарушений и недостатков, установленных проверкой.

Начальник отдела по контролю

за использованием муниципальной

собственности города Твери – аудитор КСП М.Ю. Быковец