ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОТЧЕТ
о результатах проведения проверки финансово-хозяйственной деятельности МУП «Тверьгорэлектро» за 2008 - 2010 годы.
Настоящий отчет подготовлен во исполнение статьи 15 Положения о контрольно-счетной палате Тверской городской Думы.
Проверка осуществлялась в соответствии с планом работы на 2010 год, утвержденным решением Тверской городской Думы от 18.12.2009 №290 (330) «О плане работы контрольно-счетной палаты Тверской городской Думы на 2010 год», в период с 29.03.2010 года по 01.06.2010 года.
В ходе проверки установлено
В 2009 - 2010 годах МУП «Тверьгорэлектро» осуществляло свою деятельность, в соответствии с Уставом, зарегистрированным в установленном порядке.
1. Тарифное регулирование деятельности Предприятия осуществлялось РЭК Тверской области в части установления тарифа на услуги по передаче электрической энергии и платы за технологическое присоединение, а также администрацией города Твери по прочим видам деятельности.
Однако, при установлении тарифа на услуги по передаче электроэнергии на 2008 год, РЭК Тверской области необоснованно уменьшила общехозяйственные расходы, заявленные предприятием, вследствие чего необходимая валовая выручка сократилась по сравнению с 2007 годом на 27 165,2 тыс. руб., средства на развитие предприятия также не были заложены, рентабельность была определена в размере 1,1%. В целом, тариф на услуги по передаче электроэнергии по сетям Предприятия на 2008 год был снижен на 6% по сравнению с 2007 годом. Решением Арбитражного суда Тверской области от 31.12.2008 приказ РЭК Тверской области от 28.11.2007 №306-нп признан недействующим.
2. В 2009 году, по сравнению с 2008 годом, рост тарифа на услуги по передаче электроэнергии составил 8%, при том, что рост тарифа для конечных потребителей составил 27,1%. Рентабельность в тарифе 2009 года заложена в размере 1%. Решением Арбитражного суда Тверской области от 12.05.2009 приказ РЭК Тверской области от 14.08.2009 №91-нп признан недействующим. Во исполнение решения суда РЭК Тверской области установила и ввела в действие индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии. В связи с установлением нового тарифа, Предприятие направило на согласование в Департамент ЖКХ изменения в лист согласования цен (тарифов) на товары, работы, услуги на 2009 год.
Департамент ЖКХ не согласовал направленный лист согласования цен (тарифов) по причине непредставления Предприятием бизнес-плана на 2009 год в разрезе оказываемых услуг (предоставление бизнес-плана не является обязательной нормой Порядка планирования, утвержденного постановлением Главы администрации города Твери от 14.03.2006 №949, при согласовании цен (тарифов)).
Вышеуказанный факт стал причиной отсутствия изменений в плане финансово-хозяйственной деятельности Предприятия на 2009 год.
В соответствии с пунктом 5 статьи 195 АПК РФ, нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены органом или лицом, принявшими оспариваемый акт, в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. При этом, в силу пункта 4 названной статьи, решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта, вступает в законную силу немедленно после его принятия. С учетом вышеизложенного, КСП ТГД полагает, что тариф, установленный приказом РЭК Тверской области от 14.08.2009 №91-нп, подлежал применению в период с 12 мая по 31 декабря 2009 года. Данное положение должно было быть закреплено соглашением сторон. Однако, Предприятие нарушило требования действующего законодательства, выполнив расчет стоимости оказанных услуг за период с 12 мая по 13 августа 2009 по тарифу, установленному приказом РЭК Тверской области от 26.12.2008 №428-нп, который был отменен решением Арбитражного суда Тверской области от 12 мая 2009 года.
Таким образом, в ходе проверки выявлены факты неоднократного, необоснованного установления тарифов для Предприятия со стороны органа государственного регулирования – РЭК Тверской области, что негативно сказалось на результатах финансово-хозяйственной деятельности Предприятия и дезорганизации его работы.
3. По итогам работы 2008 года прибыль Предприятия, остающаяся в распоряжении после уплаты всех налогов, составила 22539 тыс. руб.
В течение 2008 года за счет средств Предприятия произведена реконструкция высоковольтных линий (далее – ВЛ) 0,4 кВ и сетей наружного освещения на общую сумму 11905,7 тыс. руб., что на 7673,8 тыс. руб. (281%) больше от запланированной суммы.
Расходы Предприятия по сравнению с планом увеличились на 4 %, или на 11704 тыс. руб. и составили 296116 тыс. руб. (см. табл. 5 отчета). Увеличение расходов Предприятия связано с увеличением расходов на:
- содержание электросетей – на 9585,1 тыс. руб.;
- обслуживание оборудования наружного освещения – на 1588,1 тыс. руб.
По итогам работы 2009 года убыток Предприятия, после уплаты всех налогов, составил 39 671 тыс. руб.
Отрицательное значение прибыли Предприятия, сложилось вследствие увеличения расходов на оплату потерь электроэнергии, а также увеличения заработной платы сотрудников Предприятия (см. табл. 4 отчета).
В соответствии с мировым соглашением, заключенным между Предприятием и ООО «ГорЭнергоСервис» в октябре 2009 года, Предприятие признало в 2009 году потери электроэнергии за ноябрь и декабрь 2008 года в размере 14 096,1 тыс. руб. Основание признания долга не пояснено.
Тариф на компенсацию потерь, установленный РЭК Тверской области, увеличился в 2009 году на 12,7% и составил 0,91218 руб./кВт*ч. Нерегулируемая цена за 2009 год сложилась в размере 1,33 руб./кВт*ч, что в 1,5 раза больше регулируемого тарифа на компенсацию потерь.
Расходы на заработную плату сотрудников предприятия выросли на 19,5 % (12532 тыс.руб.) и составили 76878 тыс.руб.
В течение 2009 года за счет средств Предприятия и средств сторонних организаций (69,5 тыс. руб.), произведена реконструкция ВЛ 0,4 кВ и сетей наружного освещения на общую сумму 9335,1 тыс. руб., что на 4290,6 тыс. руб. больше запланированной суммы.
4. Анализ прочих доходов и расходов Предприятия за 2008-2009 годы показал, что прочие доходы в 2009 году снизились на 73 % и составили 1727 тыс. руб., при этом прочие расходы в 2009 году возросли на 483% и составили -28374 тыс. руб.
Наибольший удельный вес от общего количества расходов составили расходы прошлых лет - 92,32% (потери электроэнергии и агентское вознаграждение ООО «ГорЭнергоСервис» за ноябрь, декабрь 2008 года).
5. Выборочная проверка путевых листов за 2008 - 2009 годы показала, что Предприятие использует унифицированную форму путевого листа.
В соответствии с Приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152 и согласно п. 2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» должны быть заполнены все графы и разделы путевого листа.
При заполнении путевых листов можно отметить наиболее часто встречающиеся ошибки: отсутствуют расшифровки подписи ответственных лиц, в частности водителя, не всегда указано время возвращения, особенно, на оборотной стороне путевого листа, строки в графах «Место отправления и назначения» заполнены неверно (отсутствие конкретизированных данных о маршруте следования на оборотной стороне путевых листов, не позволяет судить о том, был ли автотранспорт использован именно в служебных целях).
Указанные нарушения делают невозможным осуществление контроля за достоверностью указанных первичных учетных документов бухгалтерского учета, в части расчета горюче-смазочных материалов.
6. 24 декабря 2009 года заключено трехстороннее Соглашение о проведении расчетов №33753 между ОАО «МРСК Центра», Предприятием и ОАО «Тверская энергосбытовая компания», согласно которому Предприятие признало действующим договор №17 с филиалом ОАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» с 01.01.2009. Действие договора от 01.01.2008 №17 (прекратил действие 31.12.2008) пролонгировано на 2010 год, однако, ОАО «МРСК Центра» не исполняет взятые на себя по нему обязательства в части оплаты оказанных Предприятием услуг по транзиту электроэнергии. Предприятие обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском о взыскании с ОАО «МРСК Центра» в лице филиала «Тверьэнерго» задолженности в сумме 38 269,6 тыс. руб. по договору № 17. Дело находится в стадии рассмотрения.
7. Агентские договоры, заключенные с ООО «ГорЭнергоСервис» и ООО «ТверьЭнергоУчет», не были согласованы собственником предприятия – департаментом управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери. В аудиторских отчетах, представленных ООО АКГ «Новгородаудит» по результатам проверок финансово-хозяйственной деятельности Предприятия за период с 01.01.2008 по 31.12.2008 и с 01.01.2009 по 30.11.2009, содержится информация о наличии риска признания договоров ничтожными и применения последствий, предусмотренных статьей 168 ГК РФ (то есть сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения). В настоящее время администрация города Твери в лице департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери обратилась в Арбитражный суд Тверской области с исковым заявлением к МУП «Тверьгорэлектро» и ООО «ГорЭнергоСервис» о признании агентского договора от 01.04.2006 №24 недействительным с момента его заключения.
Необходимо отметить, что агентским договором №4 предусмотрен принципиально иной, по сравнению с ранее действовавшими договорами, подход к определению размера агентского вознаграждения за исполнение поручений принципала. Стоимость услуг ООО «Энергобаланс – Регион» за сентябрь – декабрь 2009 года составила 9 618,8 тыс. руб. Сравнительный анализ затрат Предприятия, понесенных в рамках агентского договора с ООО «Энергобаланс – Регион», и расчетной величины затрат в рамках ранее действовавшего в 2008 году агентского договора с ООО «Тверьэнергоучет» показал, что заключение нового договора привело к увеличению затрат Предприятия за период с сентября по декабрь 2009 года на 12 743,7 тыс. руб.
Таким образом, агентский договор с ООО «Энергобаланс – Регион» был заключен на условиях, существенно ухудшающих финансово-экономическое состояние Предприятия.
Согласие собственника на заключение агентского договора с ООО «Энергобаланс – Регион» от 01.09.2009 №4 получено Предприятием 13.10.2009. При согласовании данного договора департаментом управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери не были должным образом изучены его положения, а также не дана оценка последствиям его заключения с точки зрения влияния на финансово-хозяйственную деятельность Предприятия.
8. Необходимо отметить, что в проверяемый период Предприятием были заключены агентские договора с ООО «Аспект» (от 24.06.2008 №21, от 10.03.2009 №49, от 01.09.2009 №51)
В соответствии с пунктом 2.1. вышеуказанных агентских договоров, Предприятие поручало от своего имени и за свой счет совершать ООО «Аспект» юридические и иные виды деятельности.
В соответствии с пунктами 1.4. и 3.1. Устава МУП «Тверьгорэлектро», перечисленные виды деятельности Предприятие может осуществлять самостоятельно.
КСП ТГД полагает, что Предприятие не использовало свое право на получение дополнительной прибыли от предоставления вышеуказанных услуг, что может расцениваться как упущенная выгода Предприятия п.2 ст. 15 ГК РФ.
9. Для удовлетворения потребностей в освещении города Твери, департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Твери размещал заказы на оказание услуг по наружному освещению города Твери у единственного исполнителя – Предприятия. В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ, размещение заказа у единственного исполнителя осуществляется заказчиком в случае, если оказание услуг относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Содержание и обслуживание сетей наружного освещения, и обеспечение работы светоточек наружного освещения, по мнению КСП, не относится к деятельности, регулируемой Федеральным законом от 17.08.1995 №147-ФЗ. Таким образом, на взгляд КСП, ссылка на подпункт 1 пункта 2 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ при заключении муниципальных контрактов на оказание услуг по наружному освещению города Твери в 2008 – 2009 годах является неправомерной.
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», муниципальный контракт должен быть заключен по результатам проведения конкурса. Вместе с тем, конкурс на содержание сетей наружного освещения, находящихся на балансе Предприятия, объявлен быть не может, что подтверждается позицией Управления муниципального заказа.
По мнению контрольно-счетной палаты, размещение заказа на услуги по наружному освещению города Твери по конкурсу в соответствии с требованиями действующего законодательства - возможно при условии изъятия из хозяйственного ведения Предприятия объектов наружного освещения.
Справочно:
Предприятие, со своей стороны, обращалось в администрацию города Твери (письма от 10.09.2008 исходящий №1068, от 18.11.2008 исходящий №1372) с предложением об изъятии сетей наружного освещения в городскую казну. От департамента управления имуществом и земельными ресурсами был получен ответ (письмо от 26.01.2009 исходящий №5438), что решение по данному вопросу будет принято после формирования стоимости объектов, реконструированных в рамках ГЦП «Реконструкция сетей наружного освещения», однако, до настоящего времени сети наружного освещения остаются в хозяйственном ведении Предприятия.
По мнению КСП конечные осветительные приборы (столбы уличного освещения со светильниками, оборудование для подсветки городских объектов и т.п.) должны находиться на балансе Департамента ЖКХ, а электроэнергия, потребляемая для освещения, должна оплачиваться из бюджета города непосредственно электросбытовой компании. Содержание этих объектов может быть передано на конкурсной основе специализированным организациям.
Контрольно-счетная палата отмечает, что на момент проведения проверки, оплата по договору на приобретение электроэнергии на нужды наружного освещения со стороны МУП «Тверьгорэлектро» в адрес ОАО «Тверская энергосбытовая компания» не производится, хотя со стороны заказчика услуги – департамента ЖКХ администрации города Твери, оплата проведена полностью. В настоящее время в арбитражном суде Тверской области рассматривается дело по искуОАО «Тверская энергосбытовая компания» о взыскании с Предприятия 13 445,6 тыс. руб. задолженности по договору купли – продажи электроэнергии на нужды наружного освещения города Твери.
10. В результате проверки ГУ «РЦЦС» актов выполненных работ и сметной документация по договорам подряда (см. табл. 7 Отчета), заключенных между МУП «Тверьгорэлектро» и ООО «Форум Тверь» (договор от 22.07.2008 №249), ООО «Тверь Кровля» (договор от 12.08.2009 №47) и ООО «Строй Профи» (договор от 16.04.2009 №31) выявлены нарушения по составлению сметной документации, необоснованное определение стоимостных работ в соответствии со сметными нормами, утвержденными приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 17.11.2008 № 253, присутствуют расхождения между сметной документацией и актами выполненных работ.
В результате установленных ГУ «РЦЦС» нарушений, общее завышение по вышеуказанным договорам подряда составило:
- по сметной документации – 231 408 рублей (с учетом НДС 18%);
- по актам выполненных работ – 214 405 рублей (с учетом НДС 18%).
11. Дебиторская задолженность Предприятия на 01.01.2010 составила 129 602 тыс.руб., что указывает на увеличение задолженности по сравнению с предыдущим периодом на 10,9%, или на 12 722 тыс. руб. Основная доля дебиторской задолженности приходится на покупателей и заказчиков – 99 217 тыс. руб., из нее задолженность за ОАО «МРСК Центра» - «Тверьгорэлектро» (за транзит электроэнергии) составляет 97 443 тыс.руб.
Кредиторская задолженность на 01.01.2010 года, по сравнению с аналогичным показателем на 01.01.2009 года, увеличилась на 54 185 тыс. руб., или на 28,6% и составила 243 163 тыс.руб.
Кредиторская задолженность (243 163 тыс.руб.) по состоянию на 01.01.2010 года превышает дебиторскую (129 602 тыс. руб.) на 113 561 тыс. руб., или в 1,9 раза.
12. В результате анализа показателей, характеризующих финансовое состояние, установлено, что Предприятие в 2009 году имеет отрицательную рентабельность – (минус) 11,1%, и имеет тенденцию к снижению.
Снижение обусловлено тем, что чистая прибыль предприятия до налогообложения существенно уменьшилась (см. таблицу 9 Отчета).
13. Штатное расписание Предприятия по состоянию на 01.02.2008 утверждено приказом директора от 14.03.2008 №139 л/с в количестве 402,5 единиц с месячным фондом оплаты труда в интервале от 3 386 718,27 руб. до 3 812 408,88 руб.
Как следует из данных, указанных в штатных расписаниях за 2008 – 2009 годы, в 2009 году произошло увеличение штатной численности на 9 единиц (2,2%) и увеличение фонда оплаты труда на сумму в интервале от 456 908,18 руб. (3,5%) до 538 497, 14 руб. (4,1%).
Среднемесячная заработная плата административно-управленческого персонала на Предприятии в 2009 году, по отношению к предыдущему году, возросла на 24,9% и составила 32 061,42 рублей, а производственного персонала на 11,4% и составила 19 294,17 рублей.
Фонд оплаты труда в 2009 году увеличился на 19,5% и составил 76 878,0 тыс. руб.
Заработная плата директора в 2009 году по отношению к 2008 году увеличилась на 3,3% и составила 57 637,28 руб.
В нарушение п.4.11 «Положения о муниципальном унитарном предприятии», предусматривающего возможность премирования директора по результатам работы за квартал или год (при условии исполнения предприятием своих обязательств и выплаты отчислений собственнику), не смотря на наличие задолженности Предприятия по отчислению собственнику, Департаментом управления имуществом и земельными ресурсами принимались решения о выплате премии руководителю предприятия (распоряжения Департамента управления имуществом и земельными ресурсами от 30.04.2008 №1028, от 01.08.2008 №1721, от 31.10.2008 №2311, от 10.06.2009 №981, от 17.06.2009 №1013, от 01.09.2009 №1468, от 22.12.2009 №2281) на общую сумму 425 105,22 рублей.
14. В течение 2008 – 2009 годов Предприятием проводилась претензионная работа по взысканию задолженности по договорам на техническое обслуживание трансформаторных подстанций и линий электропередачи. Предприятием подано 9 исковых заявления о взыскании задолженности на общую сумму 95,3 тыс. руб. Четыре иска предприятия удовлетворены, по пяти другим производство прекращено в связи с добровольной оплатой ответчиками взыскиваемых сумм.
15. В течение ряда лет Предприятие не обеспечивало своевременное и полное перечисление в городской бюджет части прибыли, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей по причине тяжелого финансового положения.
По состоянию на 01.01.2010 года задолженность Предприятия по отчислению собственнику составляет 39 207, 1 тыс.руб.
16. Отсутствие системного подхода в построении отношений между ресурсососнабжающей, сбытовой и сетевыми организациями действующими на территории города, приводит к разбалансировке договорных отношений, что, в свою очередь приводит к многочисленным конфликтным ситуациям и судебным разбирательствам по ним.
IV. Предложения.
В целях устранения выявленных недостатков, КСП считает необходимым:
1. Администрации города Твери:
- принять неотложные меры для обеспечения законных интересов города Твери и его жителей в сфере электроснабжения, так как выявленная в ходе проверки тенденция увеличения убыточности Предприятия и снижения коэффициента финансовой устойчивости, указывают на его сложное финансовое положение;
- в рамках подготовки муниципальной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (согласно Федеральному закону от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») разработать программу установки систем и приборов учета электрической энергии в многоквартирных жилых домах и на других объектах в целях обеспечения объективных показателей полезного отпуска и потерь электроэнергии в сетях Предприятия и исключения необходимости привлечения посредников (Агента) для их оценки;
- оказать поддержку Предприятию в вопросах обоснования и защиты в РЭК тарифов на услуги Предприятия, а также по вопросам, затрагивающим интересы города, при рассмотрении судебных споров Предприятия;
- привести систему распределения муниципальной собственности и правоотношений по размещению муниципальных заказов и заключению муниципальных контрактов на оказание услуг по наружному освещению города Твери в соответствие с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ;
- оценить перспективы деятельности Предприятия и целесообразность сохранения его в муниципальной собственности в свете развития реформы электроэнергетики в России - с анализом альтернативных путей развития сетевого хозяйства города.
2. МУП «Тверьгорэлектро»:
- устранить нарушения норм законодательства и муниципальных правовых актов, выявленные в ходе настоящей проверки, рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц Предприятия, виновных в их возникновении;
- рассмотреть вопрос о целесообразности дальнейшего заключения агентских договоров по совершению юридических и иных действий от имени и за счет Предприятия с ООО «Аспект»;
- в целях эффективного расходования денежных средств, а также обоснованного определения стоимости работ в соответствии со сметными нормами, утвержденными приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 17.11.2008 № 253, рассмотреть вопрос о согласовании проектно-сметной документации (калькуляции) с ГУ «Тверской РЦЦС» и Департаментом экономики, инвестиций и промышленной политики администрации города Твери;
- не принимать к учету первичные документы, оформленные с нарушением требований, установленных п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
- в целях уменьшения расходов, связанных с компенсацией потерь электроэнергии, а также расходов на оплату вознаграждении агенту по учету и определению количества потерь в сетях Предприятия, разработать программу автоматизированной системы учета и контроля потребления электроэнергии и внести ее на утверждение Администрации города Твери;
- принять меры по повышению эффективности использования собственных оборотных средств, снижению дебиторской и кредиторской задолженности, а так же устранению нарушений и недостатков, выявленных в ходе проверки контрольно-счетной палаты.
3. Главе администрации города Твери обратить внимание на исполнение подчиненными структурными подразделениями и должностными лицами своих обязанностей, в части обеспечения надлежащего контроля за деятельностью Предприятия и за использованием электросетевых объектов муниципальной собственности.
4. Направить данный отчет Главе города Твери и в Тверскую городскую Думу.
5. По недостаткам, выявленным в ходе проверки, направить представление Главе администрации города Твери и директору МУП «Тверьгорэлектро».
Начальник отдела аудита и бюджетно-
финансовых проверок – аудитор КСП Л.С. Волкова