Официальный сайт Тверской городской Думы

Тверская городская Дума Глава Города Твери

Сегодня

Календарь событий

Предыдущий месяц Апрель 2024 Следующий месяц

Личный кабинет депутата

Полезная информация

КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ ПРЕКУРСОРОВ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ

И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ

Под прекурсорами (от англ. precursor - предшественник) наркотических средств и психотропных веществ понимаются контролируемые в соответствии с внутренним и международным законодательством растворители и кислоты, которые используются в незаконном изготовлении, производстве и переработке наркотиков. В современной мировой практике борьбы с незаконным оборотом наркотиков к таковым относят: ангидрид уксусной кислоты, 1-фенил-2-пропанон, ацетон, антраниловую, серную, соляную и фенилуксусную кислоты, перманганат калия, толуол, эфедрин и другие вещества. Всего в мире контролируются как прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ более 150 видов химических веществ.

В 1988 г. ООН Конвенцией "О противодействии незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ" распределила все прекурсоры по таблицам I и II. Через 10 лет после этого Россия в 1998 г. утвердила Перечень наркотиков, подлежащих контролю на ее территории, включив в него и прекурсоры. Список прекурсоров на протяжении ряда лет пополнялся новыми веществами, используемыми при изготовлении синтетических и полусинтетических наркотиков. Сейчас только в нашей стране он включает более 60 наименований различных веществ. Среди наиболее распространенных прекурсоров, по материалам наших исследований, можно назвать вышеуказанные ангидрид уксусной кислоты и 1-фенил-2-пропанон, а также аллилбензол, 1,4-бутандиол, бензальдегид, бутиролактон и его изомеры, нитроэтан.

Необходимо подчеркнуть, что в юридическом (узком) смысле прекурсорами являются лишь те вещества и их соли, которые включены в таблицы I и II Конвенции, а также в российский Перечень. Данная позиция отражена в ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах".

Однако на практике и в специальной литературе до сих пор отсутствуют единые критерии отнесения веществ к прекурсорам и определения законности их оборота. Проблема осложняется тем, что многие из химических веществ имеют двойное назначение: с одной стороны, они легально используются в промышленности и быту, научной и учебной деятельности, а с другой - могут применяться в незаконном изготовлении, производстве или переработке наркотиков.

Учитывая потребности законной торговли и в то же время необходимость предупреждения использования в незаконном наркобизнесе химических веществ, которые не включены в конвенционные таблицы, Международный комитет по контролю над наркотиками уже в 1998 г. подготовил "Ограниченный перечень веществ, подлежащих особому международному надзору" (далее - Ограниченный перечень). В настоящее время количество веществ, включенных в Ограниченный перечень, составляет свыше 50 наименований.

Кроме того, одни и те же вещества по-разному оцениваются на международном и внутригосударственном уровнях. Например, международные документы относят 1-фенил-2-пропанон к прекурсорам, а гаммабутиролактон - к веществам, включенным в Ограниченный перечень. В нашей стране данные вещества рассматривались ранее как прекурсоры, а теперь их считают психотропными веществами. В то же время не до конца остается разрешенным вопрос о прекурсорах аналогов и производных наркотических средств и психотропных веществ.

Таким образом, в работе правоохранительных органов часто возникают вопросы: как эффективно противодействовать незаконному обороту прекурсоров и веществ, подлежащих особому международному надзору; когда следует относить вещества к прекурсорам и незаконному наркобизнесу и, наоборот, рассматривать деятельность, связанную с ними, в качестве легальной.

Сложившаяся практика указывает, что "привязать" оборот таких веществ к незаконному наркобизнесу возможно лишь в случаях, когда они обнаруживаются непосредственно в нарколабораториях или наркопритонах либо находятся во владении физических и юридических лиц в количестве, явно превышающем их производственные и хозяйственные нужды. Других критериев не существует.

Криминалистической проблемой на сегодняшний день является отсутствие полного и ясного понимания, какие прекурсоры используются для изготовления определенных наркотиков. Известно, что для изготовления героина требуются ангидрид уксусной кислоты, ацетон или этиловый эфир, соляная кислота; кокаин получают с применением в химическом синтезе перманганата калия, серной и соляной кислот, ацетона, этилового эфира, метилэтилкетона или толуола, а наркотики амфетаминового ряда - из таких прекурсоров, как 1-фенил-2-пропанон, эфедрин, псевдоэфедрин и других веществ. Однако развернутой и надежной классификации и систематизации такого рода пока нет.

В этой связи возникают трудности в практике противодействия незаконному изготовлению и производству наркотиков, в т.ч. незаконному хранению и сбыту прекурсоров. Особенно остро данная проблема проявляется в отношении т.н. "дизайнерских наркотиков" и используемых организациями наркобизнеса замещающих или альтернативных химических веществ вместо традиционных прекурсоров - "производных прекурсоров" и "пред-прекурсоров" <12>. При этом до настоящего времени нормативно не определено, что следует понимать под производными прекурсоров. В связи с этим, на наш взгляд, следует поддержать предложение А.В. Федорова на нормативном уровне закрепить такое определение.

Наряду с неоднозначными подходами к номенклатуре прекурсоров и мерам ответственности за их незаконный оборот нерешенной до настоящего времени остается криминалистическая задача установления количественных и качественных показателей многих прекурсоров для признания их оборота криминальным.

Так, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681 прекурсорами являются вещества (смеси), фактическая концентрация которых равна или превышает процентные величины, указанные в Перечне. Концентрация веществ определяется исходя из их массовой доли в составе смеси (раствора). Однако на практике в основном осуществляется оборот не чистых химических соединений, а смесей, содержащих несколько веществ, перечисленных в Списке I, таблицах I, II и III Списка IV Перечня. Установить процентную концентрацию этих смесей не всегда представляется возможным ввиду отсутствия необходимых методик и оборудования.

Кроме того, крупный и особо крупный размеры для целей применения Уголовного кодекса Российской Федерации утверждены лишь в отношении 14 из 62 прекурсоров, включенных на сегодняшний день в Перечень. Усиливающаяся тенденция ужесточения мер контроля за многими прекурсорами и ответственности за их незаконный оборот определяет все большую актуальность данной проблемы.

Значимым для решения задач криминалистики является вопрос определения изготовителя прекурсоров, изъятых из незаконного оборота. Методы, которые применяются для этих целей в настоящее время, нельзя назвать исчерпывающими и в достаточной степени надежными.

В этой связи представляется, что в практике правоохранительных органов можно использовать маркировку прекурсоров путем введения в их состав индикационных меток в виде специальных химических концентратов. Научные разработки в этом направлении уже начались, что должно повысить эффективность мероприятий по установлению источника поступления ("утечки") прекурсоров в незаконный оборот и проведения т.н. "обратных расследований".

К числу проблемных аспектов противодействия незаконному обороту прекурсоров можно отнести отсутствие на сегодняшний день научно разработанных методик выявления и расследования преступлений рассматриваемой области, достаточного методического обеспечения образовательного процесса сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Действующие методические рекомендации ФСКН России по расследованию преступлений, связанных с незаконным приобретением, хранением или перевозкой прекурсоров (ст. 228.3 УК РФ), носят общий характер и подготовлены по большей части путем заимствования положений методического обеспечения противодействия незаконному обороту наркотиков, без выявления специфики следовой картины преступлений и анализа репрезентативного объема материалов уголовных дел данной категории.

В настоящей статье названы лишь некоторые, на наш взгляд, основные криминалистические проблемы, требующие разрешения в сфере противодействия незаконному обороту прекурсоров, но далеко не все. Исследования в этой области, несомненно, представляют научный и практический интерес.