Официальный сайт Тверской городской Думы

Тверская городская Дума Глава Города Твери

Сегодня
2 Марта 2010 года

Календарь событий

Предыдущий месяц Июль 2019 Следующий месяц

Прямая речь

Полезная информация

Отчет Главы города Твери А.Б.Корзина.

Уважаемые коллеги!

2 ноября 2012 года приступил к работе новый созыв Тверской городской Думы. В сответствии с Уставом города Твери я, как Глава города, предоставляю отчет об итогах работы за год (ноябрь 2012 – ноябрь 2013гг.).

В отчетный период Тверская городская Дума провела 27 заседаний (12 очередных и 15 внеочередных). Рассмотрен 251 проект решений, из них 116 внесено администрацией, 121 – депутатским корпусом, 13 - Главой города и 1 – прокуратурой Центрального района. Если сравнивать с цифрами 2011-2012 годов, то можно сказать, что депутатских инициатив стало больше.

В новом депутатском корпусе было сформировано 9 постоянных комитетов и 1 постоянная комиссия - по депутатской этике и противодействию коррупции. В статистических данных их деятельность выглядит следующим образом. По количеству проведенных заседаний первые позиции занимают комитеты по градостроительству, архитектуре, транспорту и связи (43) и пожилищно – коммунальному хозяйству и жилищной политике (27). По количеству проектов решений, вынесенных на заседания Думы, - комитет по местному самоуправлению и регламенту (60). По 14 проектов инициировано комитетами по градостроительству, архитектуре, транспорту и связи и по бюджетной и налоговой политике. Отмечу несколько социально значимых решений, принятых нынешним созывом городской Думы и находящихся сегодня в работе. Приведен в соответствие с действующим федеральным законодательством Устав города Твери, внесены изменения в Правила размещения объектов наружной рекламы в городе Твери, разрабатываются изменения в решение об утверждении Генерального плана Твери в части проекта охранных зон, готовится новый проект Правил благоустройства города Твери. Начата работа по разработке Схемы теплоснабжения города на период до 2028 года.

В течение года на заседаниях комитетов регулярно заслушивалась информация администрации города по проблемным вопросам, проводились круглые столы с приглашенияем специалистов и предствителей общественности, по инициативе депутатов создавались рабочие группы по вопросам, требующим детальной разработки. По некоторым вопросам комитетами принимались решения направить обращения в адрес губернатора Тверской области. В частности, постоянным комитетом по градостроительству, архитектуре, транспорту и связи принято решение о ходатайстве перед Правительством Тверской области о разработке целевой программы по внедрению системы автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения на территории города Твери, предусматривающей закупку стационарных систем видеоконтроля с системой автоматического управления дорожным движением, а также приборов автоматической фиксации нарушений правил парковки транспортных средств. В соответствующие органы государственной власти Тверской области также направлялись предложения по различным вопросам: по проекту областного бюджета на 2013 год, по вопросу о регулировании деятельности ярмарок, по перечню мероприятий, связанных со статусом Города воинской Славы и др.

Рассмотрение проекта бюджета Твери на 2013-й год стало первым испытанием для нового депутатского корпуса. Времени на «раскачку» не было, сроки принятия бюджета были очень сжатые. Во многом мы сохранили приоритеты и начинания наших предшественников, уточнив проект бюджета с позиции тех намерений, о которых говорили в период предвыборной кампании. В частности, были увеличены расходы по программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Твери на 2011-2015 годы», на строительство муниципального жилого дома, предусмотрены средства на разработку проекта Западного моста через р. Волга.

В течение года мы неоднократно (10 раз) возвращались к проекту бюджета, вносили изменения, перераспределяя доходы и расходы. Так, во исполнение соответствующего федерального закона было увеличено финансирование выплат заработной платы сотрудников муниципальных учреждений образования и культуры, предусмотрены средства на исследование пассажиропотока и транспортной сети города, ремонт фасадов, программу реализации предложений жителей, софинансирование программ по капитальному ремонту многоквартирных домов, по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, по строительству двух детских садов, субсидии управляющим компаниям на ликвидацию аварий в многоквартирных домах. Кроме того, депутаты увеличили расходы на питание школьников, аварийный ямочный ремонт, зимнее содержание дорог, разработку проектно-сметной документации по строительству Западного моста. Дополнительные расходы потребовали сократить бюджетное финансирование по ряду социально значимых статей, например, строительству муниципального дома. Но в условиях сложного, дифицитного бюджета пришлось выбирать и расставлять приоритеты. Что же касается жилого дома, то в следующем году необходимо будет искать инвестора и приступать к строительству на условиях частно-государственного партнерства – земельный участок выделен, проект готов, государственная экспертиза пройдена.

Одним из первых серьезных результатов нашей работы считаю принятие Генерального плана города, определяющего облик Твери в будущем. Мы должны четко понимать градостроительную политику, направления и границы развития территории города, принципы создания инженерной, транспортной и социальной инфраструктур. Без данного документа невозможно перспективно мыслить и эффективно работать. Кроме того, Генеральный план сегодня является обязательным условием участия муниципалитетов в федеральных программах. А это серьезные средства. В качестве примера можно назвать программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда. В этом году мы завершим процесс расселения всех 12 –ти домов, признанных на сегодняшний день аварийными. Без помощи вышестоящих бюджетов мы вряд ли смогли бы с этим справиться. Более того, есть возможность увеличить финансирование этой программы из вышестоящих бюджетов, для чего и администрации, и депутатам необходимо занимать более активную позицию в этом вопросе.

В настоящее время завершается работа над Стратегией комплексного развития города, которая, наряду с Генеральным планом, должна определить вектор развития Твери на многие годы. Разработкой этого документа занимается не специализированный институт, а созданная в Тверской городской Думе рабочая группа. В ее работе могли принять участие все желающие – депутаты, представители профессиональных сообществ, общественных организаций, жители. Своей задачей мы ставили создание документа, который бы отвечал реальным запросам городского сообщества. До конца года проект Стратегии развития города Твери будет вынесен на заседание городской Думы.

Еще один шаг на пути к развитию города, заявленный нами как приоритетный, – мосты. Завершен долгожданный ремонт Восточного моста, в следующем году необходимо будет привести в порядок подъездные пути. Подготовлена проектно-сметная документация по строительству Западного моста, и в ближайшее время она будет передана на государственную экспертизу. Начало возведения сооружения запланировано на вторую половину следующего года. К тому времени нам необходимо достичь взаимопонимания с жителями территорий, попадающих в зону строительства. Решение о строительстве моста принято, но и интересы горожан должны быть учтены. Нужно встречаться с жителями, объяснять, отвечать на вопросы, в чем-то убеждать или искать компромисс. Это и есть депутатская работа.

Дороги. В этом году, на мой взгляд, качество дорожного покрытия на городских магистралях стало заметно выше. Такой реконструкции как на ул. Орджоникидзе, в городе не проводилось давно. Кроме того, полная замена дорожного полотна в этом сезоне явно преобладала над ямочным ремонтом. Сейчас необходимо сосредоточить усилия на подготовке перечня объектов, подлежащих ремонту в следующем году, – должна быть вовремя подготовлена проектно - сметная документация и предусмотрены соответствующие средства в бюджете. С нового года вступает в силу решение о создании муниципального дорожного фонда. Надо приложить все силы, чтобы благодаря новой форме организации финансирования и управления дорожной деятельностью, получить реальный положительный эффект в деле содержания и развития всей городской дорожной сети - от магистральных до внутриквартальных дорог.

Требующие ремонта дороги – лишь одна сторона большой дорожной проблемы. Движение по городским улицам осложняется растущим с каждым годом потоком машин, несовершенством дорожной сети и транспортной схемы, отсутствием стоянок и парковочных карманов. Все это говорит о необходимости кардинального изменения ситуации. 1 декабря завершится процесс исследования пассажиропотока, анализ результатов которого должен будет послужить началом серьезной работы по созданию новой городской транспортной концепции. Задача сложная, требующая и привлечения широкого круга специалистов, и финансовых затрат, и политических решений. Нужно не только оптимизировать схему движения в городе, но и определить, например, у какого вида транспорта будет преимущество в перевозке пассажиров по самым оживленным маршрутам, и что делать с маршрутками. Можно использовать опыт других городов. Есть примеры, когда оставляют только муниципальный общественный транспорт, когда, как и маршрутки, он находится в частных руках. Этот вопрос нужно решать с учетом состояния наших муниципальных предприятий. Сегодня многие из них, причем, не только транспортные, убыточны и неконкурентноспособны. Депутаты ознакомились с деятельностью каждого МУПа, подготовлен итоговый документ, и в следующем году нам предстоит серьезная работа в этом направлении.

Отдельно остановлюсь на теме парковок. В Твери, как и в большинстве городов, количество мест, где можно оставить машину, ограничено, особенно в центре и во дворах, но это не повод перегораживать улицы, пешеходные переходы, ставить машины на детских площадках и газонах. Такие машины сегодня приходится эвакуировать, и эта практика будет продолжена. Сейчас вопрос парковок активно обсуждается в комитетах Думы, за «круглым столом» с участием всех заинтересованых лиц. Высказываются самые разные предложения по решению этой проблемы: организация платных стоянок на центральных улицах города, строительство так называемых «перехватывающих» стоянок на подъезде к центру и т.д. Найти выход из этой сложной ситуации – задача власти. Что же касается наведения порядка во дворах, то это зависит от жителей. Собственники квартир должны сами решить, где будет располагаться стоянка их машин, в ущерб какому участку зеленой территории или тротуара она будет организована. Нужно вести с горожанами разъяснительную работу – через ТСЖ, ТОСы, институт советов многоэтажных домов и т.д. Каждый депутат на своем округе должен включиться в эту работу. Приведу пример. Депутат Александр Федорович Оводков вместе с жителями одного из домов в п. Литвинки поставили перед собой задачу обустроить придомовую территорию по всем нормам благоустройства, работы начались, и уже многое сделано. Этот опыт нужно распространять и в другие дворы. Но параллельно необходимо разрабатывать нормативно-правовую базу, согласно которой была бы возможность узаконить все эти изменения. Об этом свидетельствуют конкретные обращения горожан. Не так давно жители одного из многоквартирных домов Московского района Твери, проведя перепланировку своего двора, столкнулись с тем, что в городе отсутствуют нормативные акты, позволяющие зафиксировать новый план придомовой территории в качестве официального документа. Эту тему по моему поручению курируют советники Главы города. В числе вопросов, решением которых также занимаются советники, ситуация с оплатой потребленной электроэнергии жителями домов – бывших общежитий, в том числе, Двора Пролетарки, состояние инженерных систем, стен, кровли дома 47 Двора Пролетарки и завершение отселения жильцов из дома 48 Двора Пролетарки для его консервации, подготовка и прохождение отопительного сезона в школах, детских садах, учреждениях культуры, проблемы переработки твердых бытовых отходов, вопросы организации пассажирских перевозок в городе, организации парковок автотранспорта на придомовых территориях, проблемы с безнадзорными животными, применение при капитальном ремонте трубопроводов теплоснабжения из прогрессивных современных материалов.

В стабилизации процесса теплоснабжения города в отчетный период удалось достичь некоторых успехов. В последние два года Тверь входит в отопительный период без особых проблем. В этом году в городе предприятием «Тверьтепло» капитально отремонтировано более 6 километров сетей. Это такие крупные, проблемные объекты как участок теплотрассы на бульваре Радищева, теплотрассы на улице Учительской и Пожарном проезде. Работы ведутся с применением современных материалов и технологий, позволяющих трубам сохранять свои свойства даже в условиях повышенных грунтовых вод. Инвестиционная программа ООО «Тверьтепло», также как и инвестпрограмма ООО «Тверь Водоканал», являются сегодня для города одним из немногих возможных вариантов поддержания изношенной коммунальной инфраструктуры в рабочем режиме.

В отчетном году, как и все последние годы, как наиболее успешную можно отметить отрасль образования – и школьного, и дошкольного. Образование для городской власти приоритет, на него мы расходуем 45 % бюджета, и это дает свои результаты. Приведу лишь некоторые цифры. За последние 7 лет в эксплуатацию дополнительно введено 2950 мест в детских садах. Только за 2013-ый год - 160 мест. В этом году полностью ликвидирована очередь для самой массовой категории - детей 3 лет. Этого удалось достичь в результате перепрофилирования групп в общеобразовательных учреждениях, в самих детских садах. Но потребность в дошкольных, ясельных, местах сохраняется. Как вариант решения проблемы – новые детские сады на средства федеральной программы, которые мы уже получили. В ближайшее время бы должны принять решение – или начинаем строительство двух садиков в м-нах «Южный» и «Юность», или покупаем уже готовое здание, соответствующее всем утвержденнным для детских садов нормам.

На следующий год переходит решение еще целого ряда социально значимых проблем. Давняя тема – пункт временной передержки животных. Областным законом в этом году нам, на муниципальный уровень, переданы полномочия по организации строительства пункта - с финансированиеми 3,3 млн. рублей на 2013 – ый год. Но до сих пор мы не приступили к решению проблемы. Нет понимания, где и что строить, кто и как будет отлавливать собак. Выделенные средства ограничены, но не решать этот вопрос нельзя, жители крайне обеспокоены сложившейся ситуацией с безнадзорными животными. До конца года мы должны наметить план действий, начать работу и освоить предусмотренные в бюджете деньги.

Исходя из такого количества незавершенных дел и нерешенных проблем, резонно ставить вопрос о недостаточной эффективности работы всей системы городской власти в отчетном периоде. У депутатского корпуса, на мой взгляд, есть недоработки как в нормотворческой деятельности, так и в осуществлении иных своих полномочий. В качестве примера – реализация программы приватизации мунициплаьного имущества. Контроль Думы за работой администрации над этой программой недостаточен. Результаты программы минимальны. На продажу не должны выставляться такие объекты как база отдыха «Долматово», в то же время нужно настойчивее работать по реализации неэффективных профильных активов. В этом должны быть в равной степени заинтересованы и чиновники, и депутаты. Что касается нормотворчества. Мы за год работы ни разу не воспользовались своим правом законодательной инициативы в Законодательном собрании Тверской области. Хотя поводы были и есть. Тема межнациональных отношений. Через региональный парламент мы могли обратиться в Государственную Думу с предложением ужесточить законодательство, регламентирующее пребывание на территории России трудовых мигрантов. Неоднократно на встречах с депутатом Государственной Думы Владимиром Васильевым обсуждалась необходимость ограничения срока действия разрешения на работу мигрантов на территории РФ, ужесточения ответственности за незаконное пребывание в пределах нашей страны и т.д. Однако инициатива так и не была реализована. Необходимо налаживать тесное сотрудничество с региональным парламентом. Если с губернатором, Правительством области, диалог есть, Андрей Владимирович Шевелев неоднократно, по различной проблематике встречался с депутатами городской Думы, то с депутатами Законодательного собрания тесного контакта пока не налажено, хотя сразу несколько народных избранников представляют в областном парламенте интересы жителей города Твери.

Тема межнациональных отношений, взаимного уважения между представителями разных культур сегодня одна их самых острых. События 28 апреля 2012 года у развлекательного комплекса «Морозов-холл» и последовавшая за ними реакция жителей города выдвинули этот вопрос в число приоритетов муниципальной политики. Зачастую негативное отношение жителей города к приезжим подогревается демонстративным пренебрежительным отношением этнических меньшинств к традициям принимающего сообщества, навязыванием с его стороны норм инокультурного поведения. Реакцией местного сообщества стала консолидация спортивно-патриотических сил, нередко используется националистическая риторика. Настораживает также тот факт, что национальный фактор пытаются использовать при разрешении бизнес-конфликтов, как, например, в ситуации с маршрутками.

Указанные проблемы требуют адекватной реакции как со стороны правоохранительных органов, так и со стороны органов местного самоуправления. Особенно, учитывая факт принятия федерального закона об ответственности местных властей за гармонизацию межнациональных отношений. Муниципалитет сегодня принимает меры по разработке и внедрению в повседневную практику системы современных приоритетов в различных сферах городской жизни: это вопросы регулирования трудовой миграции, прозрачности принятия решений в сфере потребительского рынка, обеспечения общественной безопасности, вовлечения институтов гражданского общества, в том числе молодежных и детских общественных объединений, в решение проблем, связанных с межнациональными отношениями.

Механизмами разработки муниципальной политики в сфере межнациональных отношений являются постоянное совещание «О мерах по укреплению межнациональных отношений на территории города Твери», рабочая группа Тверской городской Думы по совершенствованию межнациональных отношений, депутатская группа «Связь поколений». В целях совершенствования системы управления при реализации государственной национальной политики действует совещание «О мерах по координации действий органов муниципальной и государственной власти по предупреждению межнациональных конфликтов на территории города Твери». Создается муниципальная система мониторинга состояния межнациональных отношений, призванная обеспечить возможность оперативного реагирования на возникновение конфликтных и предконфликтных ситуаций на территории города.

Хочу отметить, что в нашем городе сегодня еще сохраняется значительный «запас прочности» в сфере межэтических отношений, но нужны новые концептуальные подходы с учетом необходимости решения вновь возникающих проблем, реального состояния и перспектив развития межнациональных отношений в городе. В настоящее время уже появляются такие инициативы, исходящие от сектора НКО. В качестве примера приведу «Свод правил и поведенческих норм для приезжих и тверичей». Авторы – участники общественной организации «Тверские дружины», работающей при поддержке депутата Законодательного собрания Максима Ларина и депутата Тверской городской Думы Вадима Дешевкина. Власть на местах должна работать в тесном взаимодействии с общественностью, одновременно предлагая горожанам свои решения и поддерживая их инициативы.

Возвращаясь к теме эффективности работы органов муниципальной власти, необходимо сказать о грядущей административной реформе. Без квалифицированных специалистов, людей, умеющих и желающих работать, движение вперед невозможно. Но административная реформа не должна заключаться только в сокращении штатов, что тоже имеет место быть. Необходимо оптимизировать саму структуру, она должна отвечать сегодняшним задачам, стоящим перед органами власти. Пока же она громоздка и неповоротлива. Неслучайно предложенное администрацией видение новой структуры исполнительной власти встречает непонимание и критику со стороны депутатов. Сейчас этот вопрос рассматривается в профильных комитетах, и до конца года мы должны получить итоговый документ, согласно которому и будет проведена административная реформа.

Но административная реформа – не панацея. Необходим максимально прозрачный бюджет, где прописаны не только доходы и расходы, но и конкретные объекты, конкретные суммы и т.д. Не только финансисты, но и депутаты, и жители должны понимать, как расходуются средства муниципальной казны. По такому принципу работает Программа реализации предложений жителей. В 2013-ом году впервые фонд Программы составил 33 млн. рублей, т.е. по 1 млн. на работу каждому депутату. Это позволило точечно решить множество проблем, откликнуться на просьбы жителей, поддержать их инициативы. Обращения горожан касались самых разных сфер жизнедеятельности, но бОльшая часть средств Программы (порядка 25 млн. руб.) была направлена на решение социальных проблем. За счет этих денег произведены ремонт помещений в школах, замена оконных блоков в детских садах, приобретены мебель, сантехническое, холодильное и музыкальное оборудование для дошкольных и школьных учреждений, установлены детские площадки, «лежачие полицейские», павильоны ожидания на остановках, камеры видеонаблюдения на зданиях образовательных учреждений. В следующем году мы сохраним эту Программу, поскольку в адрес депутатов поступает огромное количество обращений от жителей: в письмах, в ходе встреч на округах, во время личных приемов депутатов.

В Тверскую городскую Думу за отчетный период поступило 1268 обращений граждан, в том числе коллективные обращения жителей города Твери: в адрес Главы города Твери – 972, что на четверть больше, чем в предыдущем отчетном периоде, в адрес постоянных комитетов Думы и депутатов – 306, что на 61 обращение превышает показатель прошлого года. В обращениях граждан поднимаются вопросы разного характера: соцобеспечения, здравоохранения, эксплуатации и ремонта жилого фонда, благоустройства города, ремонта дорожных покрытий, улучшения жилищных условий, обеспечения законности и правопорядка и т.д. По итогам работы на сегодняшний день 561 обратившийся получил компетентные ответы.

За отчетный период мною, как Главой города, проведено 7 личных приемов граждан, в ходе которых принято 84 человека. Зачастую люди приходят за помощью в решении многолетних проблем, с десятками ответов из различных инстанций, что свидетельствует о равнодушии ответственных лиц и нежелании работать. Чиновники нередко занимаются составлением отписок, а не своими прямыми обязанностями, т.е. решением проблем граждан. Кардинальное изменение системы работы с населением, с любым обращением жителей города и реальная персональная ответственность муниципальных служащих за такую работу, должны стать одним из главных направлений и стратегических целей проводимой в настоящее время административной реформы. Пока же по поступающим в мой адрес обращениям жителейприходится вместе с чиновниками лично выезжать по конретным адресам, большинство вопросов решать «в ручном режиме». В итоге удалось помочь 68 заявителям, по остальным обращениям работа продолжается. В частности, положительно решен вопрос о переселении из аварийного жилья жителей дома 12 по улице 2-ой Металлистов, оказано содействие в решении вопроса по трудоустройству инвалида детства Королевой Е.Е., в завершении работ по заключительному этапу строительства водопровода по улице 7-я Красной Слободы, благоустройстве территории от пл. Конституции до ул. Веселова, ремонта кровли в доме ветерана войны, Почетного гражданина города П.Ф.Анисимова.

Депутаты Тверской городской Думы так же, по заранее утвержденному графику, ведут приемы граждан. Причем, не только в помещении Думы, но и по месту своей основной работы, и в округах - в основном в помещениях общественных организаций (Совета ветеранов Центрального района, общества инвалидов «Надежда», подростковых клубов «Альтаир» и «Матрица»). Ряд депутатов высказали пожелание предоставить помещение для проведения приема граждан депутатами ТГД в зданиях администраций. Есть пример создания общественной приемной на личные средства. Дума и Глава города открыты для общения с жителями, депутаты готовы к диалогу с общественностью. В октябре этого года в Пролетарском районе участники общественного движения «Патриоты Верхневолжья» открыли приемную Главы города, которая станет еще одним механизмом общения жителей и представителей городской власти. Аналогичные приемные планируется открыть и в других районах Твери.

Ряд вопросов, поставленных в обращениях и на личных приемах, был вынесен на заседания постоянных комитетов Думы и заседания Думы. В основном это вопросы, связанные с осуществлением территориального общественного самоуправления. Процесс создания института ТОС в Твери продолжается. Депутаты городской Думы в этой работе занимают активную позицию, участвуя в процессе формирования органов ТОС, регистрируя их, выстраивая взаимоотношения между представительной властью и ТОС, разрабатывая нормативно-правовые акты, в соответствии с которыми и осуществляет свою деятельность территориальное общественное самоуправление города Твери. В отчетный период внесено в реестр 15 органов ТОС, всего их в городе сегодня насчитывается 53. Подготовлена электронная карта – схема с обозначением границ территорий органов ТОС, в дальнейшем она будет размещена на едином городском портале, разработка которого ведется в настоящее время. В отчетном периоде подготовлены образцы документов по закреплению договорных отношений между органами ТОС и администрациями районов по развитию конкретной территории – об этом говорят многие годы, теперь можно приступить к реализации этой идеи на практике. Впервые депутатами была также инициирована работа по составлению планов социально-экономического развития территорий органов ТОС с правом юридического лица на 2013-2014 годы. Этот аспект учитывался при рассмотрении вопроса о предоставлении грантов органам ТОС. В этом году ТОС впервые, наравне с иными некоммерческими общественными организациями, получили возможность участвовать в этой программе.

Грантовая политика в сфере финансовой поддержки НКО, предусматривающая систему открытого конкурса, осуществляется в Твери на протяжении двух лет, и, как показывает практика, ее необходимо совершенствовать. В настоящее время основные средства гранта уходят на оплату арендной платы за помещения, где размещаются офисы НКО, а не на развитие их социальных проектов, как это изначально предполагалось. Что свидетельствует о необходимости единой городской политики в сфере НКО, включающей в себя предоставление грантов, целевое субсидирование и имущественную поддержку организаций, выполняющих социальную функцию. Подход к вопросу предоставления льгот общественным организациям также должен быть иным. Должен быть выработан единый принцип, исключающий все субъективные вариации принятия данного решения. Если подвести итог работы конкурсной комиссии по предоставлению грантов некоммерческим организациям, то в отчетном периоде из 92 представленных проектов поддержку получили 73. По сравнению с 2012 годом, количество участников возросло (62 проекта представлено, грант получили 57). Общий объем средств, предусмотренных для предоставления НКО грантов на конкурсной основе в 2013 году, составляет 12 200 тыс. рублей.

В 2013 году при поддержке руководителя НП «Институт регионального развития», председателя комиссии Общественной палаты города Твери по развитию гражданского общества, вопросам местного самоуправления, взаимодействию с общественными организациями и молодежной политике Парамонова П.А. создан Центр НКО, который возглавила председатель НП Тверская Ассоциация потанинских стипендиатов, член общественной палаты города Твери Саранова Ю.В. Задачами Центра являются распространение опыта оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, содействие реализации и поддержке инициатив по улучшению имиджа волонтёрской деятельности в городе Твери, информационная поддержка социально-ориентированных некоммерческих организаций, взаимная передача накопленного опыта в сфере реализации социальных программ и проектов, обобщение результатов деятельности в рамках конкретных мероприятий. 10 октября 2013 года было подписано Соглашение о сотрудничестве между Тверской городской Думой и Центром НКО в целях содействия продвижению общественно значимых инициатив в социальной сфере и консолидации элементов гражданского общества. На базе Центра НКО планируется проведение обучения руководителей НКО для повышения компетентности и профессионализма сотрудников некоммерческого сектора.

Также в 2013 году в Тверской городской Думе создана рабочая группа по разработке муниципальной стратегии поддержки НКО. Ведется работа по совершенствованию нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы поддержки некоммерческого сектора со стороны муниципалитета, создания инфраструктуры социального предпринимательства. Стратегия поддержки НКО должна стать частью стратегии социального развития города, которая объединила бы все аспекты деятельности власти и общественности в этом направлении. Должен быть выработан единый вектор по развитию гражданского общества и созданию благополучной социальной среды. К разработке социальной стратегии в обязательном порядке необходимо привлекать жителей – через Общественную палату города, органы ТОС, депутатов.

Во многом эффективность работы депутатов на округах зависит от слаженности совместной работы с администрациями районов. Не всем удается выстроить нормальные рабочие отношения, но есть и примеры конструктивного сотрудничества. Так, по инициативе депутатов Заволжского района создано территориальное объединение депутатов, в работе которого принимают участие депутаты Тверской городской Думы, Законодательного Собрания, избранные как по одномандатным округам, так и по партийным спискам (независимо от их партийной принадлежности), а также руководство района. Руководитель группы – депутат Сергей Козлов. На заседаниях обсуждаются вопросы формирования муниципальных программ, подготовки и проведения отопительного сезона, противопаводковых мероприятий, взаимодействия с представителями ТОС и общественных организаций в решении вопросов развития района. Депутаты Николай Локтев, Сергей Делаков входят в состав Совета общественности при главе администрации Московского района, Андрей Петров, Александр Кондюков – в состав Координационного общественного Совета при главе администрации Пролетарского района, принимают участие в семинарах и совещаниях с председателями советов ТОС, советов многоквартирных домов. Депутат Вадим Дешевкин совместно с администрацией района раз в месяц в школе №24 проводит встречи старших по домам, улицам, где обсуждаются насущные проблемы и определяются приоритетные задачи для районной власти. Спустя месяц администрация отчитывается о проделанной работе. Планируется такую же практику ввести и на базе муниципального культурно-развлекательного центра «Мир».

Депутаты участвуют в организации проводимых районными администрациями культурно-массовых и спортивных мероприятий, в субботниках, оказывают административную поддержку и спонсорскую помощь. Значительную работу по военно-патриотическому воспитанию проводит депутатская группа «Связь поколений», возглавляемая депутатом Сергеем Мамоновым. Депутатская группа взаимодействует с советами ветеранов, поисковыми отрядами, краеведами, общественными объединениями по вопросам патриотического воспитания жителей города, подготовке к празднованию памятных дат и дней воинской славы, оказанию помощи школам города в создании и совершенствовании школьных музеев и экспозиций. В депутатскую группу за отчетный период поступило 35 обращений жителей. Некоторые предложения были поддержаны депутатами, и в настоящее время прорабатываются пути их реализации. В их числе увековечение памяти земляков-участников 1-ой мировой войны установкой памятного знака в районе часовни Иоанна Кронштадского, придание статуса «Воинский мемориал города» воинскому захоронению в п. Мигалово, проведение церемонии перезахоронения останков воинов, погибших на фронтах Великой Отечественной войны в канун Дня памяти и скорби, увековечение памяти об участнике трех войн, авторе книги «Золотые звезды калининцев» Иване Александровиче Долгове установкой мемориальной доски на доме, где он жил. По инициативе депутатов-участников группы «Связь поколений» в мае 2013 года был организован смотр-конкурс школьных музеев, в настоящее время готовится конкурс на лучшую экспозицию, посвященную 72-ой годовщине освобождения Калинина от немецко-фашистских захватчиков.

Несколько слов о работе фракций. При полном доминировании «Единой России» никто не может нас упрекнуть в том, что искусственно затушевывается работа представителей других фракций. Все депутаты имеют равные права на участие в работе Думы и ее органов. Все полезные инициативы, независимо от политической принадлежности автора, находят поддержку.

Целый ряд актуальных вопросов жизни города был вынесен на обсуждение общественности. Уже говорилось о публичных слушаниях вопросов разработки Стратегии развития города до 2030 года в рамках рабочей группы и постоянных комитетов городской Думы. В городской Думе за отчетный период дважды проходили публичные слушания по бюджету, в ходе которых горожане могли не только высказать свои пожелания по приоритетам в расходовании средств муниципальной казны, но и ознакомиться с тем, как исполняется бюджет. Глава города, депутаты городской Думы принимали участие в публичных слушаниях, организованных администрацией города. Это обсуждение будущего возведение Западного моста и строительства многоэтажных домов в районе Бобачевской рощи. Дискуссии проходили очень непросто, и до сих пор компромисс не найден. Что касается строительства в непосредственной близости Бобачевской рощи, к работе по разрешению конфликтной ситуации подключилась Общественная палата города, которая и стала дискуссионной площадкой по данной проблеме. Некоторые договоренности на сегодняшний день между застройщиками, органами власти и жителями достигнуты, но проблема не решена, и нам еще предстоит серьезная работа в этом направлении. Среди вопросов, вошедших в отчетный период в повестки дня заседаний Общественной палаты, также были вопросы, связанные с формированием тарифов, управлением жилищным фондом города, благоустройством и экологической безопасностью на территории города, с развитиим гражданского общества и некоммерческого сектора в Твери», проведением Благотворительного Марафона «Наша Победа», предоставлением бесплатных земельных участков многодетным семьям. По итогам заседаний был направлен целый ряд обращений в адрес надзорных органов и органов региональной власти, разработаны рекомендации для работы органов местного самоуправления.

К сожалению, до сих пор не решен вопрос с созданием Молодежной палаты при Тверской городской Думе. Конкурс по вхождению в Молодежную палату по Положению должен быть организован не позднее месяца после избрания нового состава ТГД. Однако в связи с неэффективной работой прошлого состава Молодежной палаты было принято решение изменить как форму работы, так и способ набора в Молодежную палату, отразив эти изменения в соответствующем Положении. В связи с низким интересом депутатов ТГД к этой проблеме ситуация осталась в неизмененном виде. 15 октября 2013 года было объявлено о начале приема документов на конкурс в Молодежную палату нового созыва по «старым правилам». Председателем конкурсной комиссии является депутат Сергей Аксенов. На мой взгляд, в таком студенческом городе, как Тверь, должен быть налажен живой диалог между властью и молодым поколением горожан, поскольку им продолжать то, что начато сегодня, им жить в этом городе. И власть должна знать запросы молодежного сообщества. Работу по созданию Молодежной палаты необходимо продолжать. Основной задачей нового состава Молодежной палаты будет работа над проектом нового Положения, которое позволит закрепить роль палаты в формировании молодежной политики Твери.

В отчетный год Тверская городская Дума заслушала 8 отчетов Контрольно-счетной палаты по итогам проведенных проверок, в результате которых было выявлено нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере на сумму 174 911,20 тыс. руб. 1 из проверок была проведена в соответствии с решением Думы, 2 – по инициативе отдельных депутатов, остальные – в соответствии с планом работы КСП. По всем отчетам была заслушана информация администрации города Твери об исполнении принятых решений. Материалы проверки расходования бюджетных средств при исполнении департаментом благоустройства, дорожного хозяйства и транспорта администрации города Твери муниципальных контрактов по уборке улично-дорожной сети и вывозу снега в городе Твери в 4 квартале 2012 года были переданы в правоохранительные органы, в настоящее время идут судебные процессы. 4 проверки находятся в стадии проведения, одна из них (по проверке использования средств городского бюджета на содержание департамента финансов администрации города Твери) иницирована в ходе проведения публичных слушаний.

Что касается сотрудничества Контрольно-счетной палаты и Тверской городской Думы в плане нормотворческой деятельности, в отчетном периоде КСП было подготовлено 100 экспертных заключений по проектам нормативных актов. Всего в адрес органов государственной власти и органов местного самоуправления направлено 229 предложений и информационных материалов по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. В настоящее время готовится экспертно-аналитическое заключение по проекту бюджета Твери на 2014-ый год.

Межмуниципальная и международная деятельность. Сегодня Тверь является членом шести межмуниципальных объединений. Наиболее интенсивно город сотрудничает с Союзом городов Центра и Северо-Запада России и Международной ассоциацией «Породненные города». Представители Твери приняли участие в организованных Союзом городов Центра и Северо-Запада России собраниях, посвященных таким актуальным темам городской политики, как «Взаимодействие муниципальных образований с контрольно-надзорными органами и вопросы муниципального контроля», «Города у воды: новый облик и новые возможности», ФЗ «О Федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг». В настоящее время рассматривается вопрос об эффективности участия Твери в работе некоторых союзов. Возможно, что по результатам анализа сотрудничества будет принято решение о выходе из отдельных объединений. Это позволит более рационально использовать бюджетные средства.

В 2012-2013 гг. город Тверь развивал сотрудничество с 9-ю городами-побратимами и партнерами. Контакты проходили в основном в гуманитарной сфере. Представителей разных стран объединили за прошедший год День города, IV Международный фестиваль искусств городов – побратимов «Мой город», Второй Международный Детский Фестиваль «Русский язык и современные коммуникации», прошодивший в лагере КОМПЬЮТЕРиЯ. Большое внимание уделялось молодёжным обменам. В мае Тверская государственная сельскохозяйственная академия принимала группу студентов и преподавателей агрономического факультета Высшего профессионального училища Оснабрюка. Успешно прошли в апреле гастроли Тверского академического театра драмы в Оснабрюке. Молодые музыканты Твери приняли участие в оснабрюкском международном фестивале «Sound around O». Во время Дней славянской письменности и культуры по доброй традиции Тверь встречала гостей из болгарского города-побратима Велико Тырново, которые привезли выставку картин местных художников. В свою очередь, для студентов и преподавателей Тверского художественного колледжа им.А.Г. Венецианова в Велико Тырново был организован пленер.

Несмотря на то, что вопросы здравоохранения сегодня не отностся к полномочиям муниципалитета, мы продолжаем активно содействовать установлению и развитию профессиональных связей тверских врачей и их зарубежных коллег. В этом году делегация Центра специализированных видов медицинской помощи им. В. П. Аваева дважды побывали в Оснабрюке в клинике Franziskus-Hospital Harderberg. В Тверь для участия во второй межрегиональной конференции «Розовая лента», посвященной проблемам профилактики, ранней диагностики и лечения рака молочной железы, прибыли двое ведущих специалистов из Оснабрюка. Немецкие врачи провели операцию, за ходом которой наблюдали тверские медики. Обмен опытом в этой важной сфере продолжится и в будущем. Благодаря членству в Международной ассоциации «Породненные города» молодёжные группы, представители общественности, врачи, деятели искусств получают визы для поездок в города-побратимы по упрощенной схеме.

Деятельность Главы города, Тверской городской Думы в течение всего отчетного периода освещалась в средствах массовой информации – как по инициатитве СМИ, так и в рамках заключенных контрактов. По итогам ежедневно проводимого мониторинга региональных и центральных периодических печатных изданий общее количество упоминаний Главы города и депутатов Думы в них с ноября 2012 года по ноябрь 2013 года составило 647 раз. Работа депутатов также находит отражение в выпусках информационных программ в эфире местных телеканалов и в интернет-изданиях. На телеканале «Пилот» выходит программа о работе Думы «Городские часы», в которой приняли участие все депутаты.

Сайт Тверской городской Думы в настоящий момент выполняет функцию информирования горожан и журналистов о событиях, происходящих в Думе, решениях, принимаемых Думой, о графике работы Главы города, депутатов и Думы в целом. По опросу, проведенному на сайте, горожане в основном обращаются к сайту для изучения правовой информации (решения ТГД), получения справочной информации. Раздел «Новости» в основном востребован журналистами для использования новостных заметок в своих изданиях. Правовой и справочный разделы поддерживаются в актуальном состоянии. С ноября 2012 по ноябрь 2013 на сайте размещено 467 новостных заметок. В настоящее время Думой принято решение, определившее перечень информации, которая должна быть в обязательном порядке размещена на сайте ТГД, это позволит вывести сайт из тестового режима работы.

Согласно Уставу города деятельность Главы города включает в себя и выполнение представительных функций от имени муниципального образования город Тверь или от имени Тверской городской Думы. Это не просто «перерезание ленточек», как иногда это представляется. На официальных мероприятиях, встречах с жителями, трудовыми коллективами, общественными организациями есть возможность донести информацию о деятельности органов муниципальной власти, обсуждаемых предложениях и идеях, почувствовать реакцию на нашу работу, публично отметить трудовой вклад и личные достижения заслуженных горожан. Наконец, от этих встреч в определенной мере зависит имидж власти, отношение к ней жителей города.

Таковы основные результаты работы Главы города и депутатского корпуса за первый год деятельности Тверской городской Думы нынешнего созыва, исходя из которых можно сделать вывод и об объеме работы на следующий год. Бюджет Твери – 2014, к рассмотрению которого депутаты уже приступили, будет не менее сложным, чем нынешний. Нам предстоит серьезная работа по определению приоритетов и поиску вариантов решения многочисленных городских проблем. Прошу вас, уважаемые коллеги, активно включаться в этот процесс, детально изучать документы, чтобы каждый из нас к моменту принятия бюджета имел состоятельное мнение по тем или иным вопросам.

И в завершении отчета я остановлюсь на результатах социологического исследования, проведенного лабораторией социально-политических исследований Тверского государственного университета в октябре этого года. Это независимая, данная горожанами, оценка нашей работы. В ходе исследования на улицах Твери было опрошено более 800 жителей в разных районах города. Лишь 23% опрошенных в той или иной степени одобряют деятельность Тверской городской Думы, 53,2% придерживаются прямо противоположного мнения, 23,8% затрудняются с ответом. Аналогичная картина с оценкой работы исполнительной власти. При этом половина респондентов (46,1%) считают, что за последние годы никаких изменений в деятельности городской власти не произошло. 9,6% убеждены, что работа городских властей стала более эффективной. 26,3% - ничего о ней не знают и 11,4% считают, что работать депутаты и чиновники стали хуже. Пятёрка наиболее важных проблем, отмеченных горожанами, выглядит следующим образом: инфляция и рост цен, личное здоровье и здоровье близких, увеличение числа мигрантов, преступность и коррупция, состояние транспорта и дорог.

Среди проблем, решения которых опрошенные в ходе исследования тверитяне ждут от властей немедленно, следует выделить рост цен на товары и услуги, неудовлетворительное состояние жилищного фонда и сферы ЖКХ, медицинского обслуживания, дорог, нелегальную миграцию и низкий уровень жизни населения в целом. Пятая часть опрошенных также видит необходимость вмешательства властей в проблемы безработицы, алкоголизма и наркомании, пенсионного обеспечения, коррупции и бюрократизма. Как наиболее приоритетную категорию граждан, на работу с которой должна быть направлена деятельность органов власти Твери, большинство горожан определило «молодежь» - 71%. Практически равный процент опрошенных на второе место поставил «пенсионеров г. Твери» - 57%, «малообеспеченные семьи» - 56% и «сирот» - 58%. 43% жителей Твери считают, что в приоритете городских властей также должны находиться «ветераны, труженики тыла». Именно общественное мнение, обозначенные горожанами проблемы и высказанные ими пожелания должны стать для нас ориентиром в работе. Решения, принимаемые городской властью, должны отвечать реальным запросам городского сообщества. Мониторинг общественного мнения должен проводиться систематически – как по отдельным округам, так и по городу в целом. Только там мы сможем своевременно реагировать на потребности населения и корректировать свою работу.

5 ноября 2013 г. Глава города Твери А.Б.Корзин